Содержание:

1680-1811 года

1814-1917 года

советское время

- наше время

Дезорганизация монастыря

       Октябрьский переворот 1917 года изменил жизнь монастыря самым решительным образом. В сентябре 1917 года сюда перевели эвакуированный из Варшавы детский приют. Однако уже в апреле следующего года он был расформирован. В это же время был закрыт и собственный монастырский приют для мальчиков. В мае 1918 года был реквизирован весь хозяйственный инвентарь, неизвестными злоумышленниками ограблен соборный храм монастыря. Настоятелем обители в это время был викарный епископ Дамиан (Говоров), который, пытаясь привлечь внимание общественности к погибающему монастырю, сумел в условиях военного коммунизма издать брошюру, посвященную его истории.

       В этом же 1918 году после прекращения занятий в Саратовской духовной семинарии в монастыре открылась псаломщическая и певческая школа. 15 февраля 1918 года Указом Патриарха Тихона и Синода при монастыре было основано Спасо-Преображенское братство, состоящее из монахов и мирян, которое возглавил Преосвященный владыка Дамиан. Перед лицом наступавшего безбожия братство ставило перед собой широкие духовно-просветительские задачи. В это время верующие Саратова еще надеялись на лучшее, искали возможность сохранить приходы, преемственность в религиозном воспитании детей. Но коммунистический режим взял курс на тотальное истребление Церкви.

       К середине 1918 года количество насельников обители сократилось до восемнадцати человек. В их число входил настоятель — епископ Дамиан, наместник —архимандрит Антонин, казначей — иеромонах Александр, ризничий — иеромонах Сергий, четыре иеромонаха, три иеродиакона, один диакон и шесть монахов, не имевших священного сана. 

Борьба с "обновленцами"

       В 1922 году, после ареста Патриарха Тихона и изоляции назначенных им местоблюстителей, Церковь фактически осталась без управления. Набирало силу обновленческое движение «Живая Церковь». Аpест саpатовского епископа Досифея, pасстpел вольского викаpия Геpмана — все это пpиводило к дезоpганизации епаpхиального упpавления и способствовало видимому успеху обновленцев, котоpые, называя себя пpедставителями единственной законной Цеpкви, увлекли в раскол довольно большое число священнослужителей. Но в среде саратовского духовенства оставалось немало сторонников патриаршего управления. Наиболее активными противниками обновленцев были священники Павел Соколов, Михаил Сошественский, Владимир Знаменский, Леонид Фиалковский, Владимир Захаркинский, Александр Лебедев.

       Положение духовенства осложнялось тем, что после ареста Преосвященного Досифея (Протопопова) и отъезда вольского викария Иова (Рогожина) в Саратовской епархии не оказалось ни одного «тихоновского» епископа. Обращение к епископу Уральскому Тихону (Оболенскому), проживавшему в то время в Покровске, с просьбой принять Саратовскую епархию под свое управление успеха не имела. Подорвать позиции обновленцев могло бы избрание и поставление новых епископов из среды пользующихся уважением у народа саратовских священников. Одним из них стал проживавший в скиту мужского монастыря игумен Николай Парфенов), который, несмотря на свою физическую немощь, твердо противостоял обновленцам. Вторым кандидатом в епископы был вдовый протоиерей Павел Соколов, законоучитель гимназии, прослуживший в священном сане почти сорок лет, успевший зарекомендовать себя непримиримой позицией по отношению к обновленчеству. Архиерейские хиротонии были совершены в обстановке строжайшей секретности в марте 1923 года в скиту Спасо-Преображенского монастыря специально приехавшими для этого в Саратов епископами Иовом (Рогожиным) и Варлаамом (Пикаловым). Отца Павла, принявшего монашество с именем Петр, рукоположили во епископа Сердобского, а к тому времени уже архимандрита Николая — во епископа Аткарского.

       Благодаря активности епископа Петра, которому поспешило подчиниться почти все духовенство епархии, позиции обновленчества в Саратове быстро пошатнулись. К сожалению, его деятельность продолжалась очень недолго. В июле 1923 года он был арестован и приговорен к трехлетнему заключению в Соловецком лагере. Епископ Николай (Парфенов) в течение следующих двух или трех лет оставался в Саратове, по-прежнему жил в скиту почти в затворе. В 1926 году он навсегда покидает Саратов.

Уничтожение монастыря

       Это было время окончательного разорения Спасо-Преображенского монастыря. Снос бывших монастырских построек начался с разборки колокольни, стоявшей за территорией обители. Дневник саратовца М. Д. Соколова подтверждает год сноса колокольни: «Вдали виднеется мужской монастырь, — записал 27 сентября 1929 года М. Д. Соколов. — Он теперь представляет грустный вид. Колокольню, выстроенную известными архитекторами Карпенко и Зыбиным на средства купца Никитина, разобрали до нижнего яруса. Монастырскую стену, которую строил епископ Гермоген, сломали и растащили по кирпичику. Густая роща дубняка сильно поредела, и к бывшему красавцу Спасо-Преображенскому монастырю со всех сторон приближается новый посёлок. На главной монастырской дороге стоит маленькая каменная часовня. Она подо что-то приспособлена: крест снят, вместо него болтается красный флаг». К началу 1930-х годов часть зданий монастыря была занята общежитием института свиноводства и свинопромышленности.

       Решающим в судьбе монастыря и его кладбища стал 1931 год. В январе этого года президиум Саратовского городского совета постановил вывести общежитие из бывшего монастыря и передать занимаемое им здание семилетней школе № 10; однако, судя по дальнейшему развитию событий, школа сюда так и не въехала. В марте президиум горсовета отклонил ходатайство городской особой комиссии по ликвидации неграмотности и малограмотности о передаче под клуб здания монастырского собора. В конце того же марта участок, который занимал монастырь, был передан «для нужд военного ведомства», и было вынесено постановление здание церкви снести. Разборку здания церкви поручили военным. В 1931 году здание храма, не поддававшееся ударам кирок и молотков, было взорвано. В это же время было уничтожено знаменитое монастырское кладбище. По воспоминаниям старожилов Саратова, в 30-е годы от бывшего монастыря тянулись вереницы телег, груженных памятниками с монастырского кладбища. Оставшиеся памятники были разбросаны или закопаны.

***

       Министерство обороны СССР устроило на территории Спасо-Преображенского монастыря пехотное училище. Впоследствии оно было преобразовано в Высшее военное инженерное училище радиационной и биологической защиты, которое просуществовало здесь до 2009 года, после закрытия которого обитель получила возможность возрождения.

Календарь 2024