Содержание:

1680-1811 года

1814-1917 года

советское время

- наше время

Возведение нового монастыря

       В день тезоименитства Августейшей вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, 24 июля 1814 года, состоялась торжественная закладка нового монастыря. Прибывший из Пензы Преосвященный Афанасий (Корчанов), отслужив Литургию в городском соборе, при многолюдном собрании граждан, в присутствии губернских чиновников и всего саратовского духовенства совершил крестный ход и отслужил молебен на месте будущей обители. Начавшиеся под руководством Суранова работы двигались споро, и уже через полгода владыка Афанасий докладывал в Синод о том, что первоначальная сумма в 50 тысяч рублей уже освоена. Но вскоре строительство было приостановлено из-за ошибок. После вмешательства Строительного комитета Синода в Саратов был командирован мастер Дюзуве-Берри, но и после этого строительство продвигалось крайне медленно, несмотря на все старания архимандрита Саввы. В 1816 году работы по монастырю возглавил архитектор Войлоков, бывший помощник Луиджи Руска. К началу 1821 года монастырь вчерне был готов. Тогда были возведены соборная церковь, келейные корпуса, некоторые хозяйственные постройки и ограда. В западной части монастыря отвели место под кладбище, на котором по указу Святейшего Синода предстояло возвести теплый храм. С весны 1821 года начали устраивать иконостасы в трех приделах соборной церкви. Сорок четыре иконы для них доставил из Москвы известный саратовский купец М. А. Устинов. Продолжалась и отделка зданий. Губернатор А. Д. Панчулидзев стремился как можно скорее отрапортовать начальству об окончании строительства. Он требовал от архимандрита Саввы побыстрее подготовить монастырь к освящению. Но тот отказывался, ссылаясь на недоделки. Тем не менее, определением от 21 сентября 1821 года Святейший Правительствующий Синод приказал епископу Амвросию (Орнатскому) принять монастырь в духовное ведение. Недоделки поспешно устранялись, и 10 декабря 1821 года состоялась передача монастыря. С гражданской стороны монастырские постройки сдавали: советник губернского правления Николай Архипов, асессор Строительной Експедиции Василий Иванов, саратовский полицеймейстер Ищекин и губернский архитектор Петров. При сдаче находился и городской голова Артамонов. Со стороны епархиального ведомства принимали: член Пензенской духовной консистории и благочинный над монастырями архимандрит Арсений, а также члены Строительной комиссии протоиерей Николай Скопин и протоиерей Евдоким Степанов. 18 мая 1822 года епископ Пензенский и Саратовский Амвросий освятил главныйсобор монастыря. Летом этого же года архимандрит Савва освятил престолы в пределах храма: левый — во имя благоверного князя Александра Невского, правый — во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Соборная церковь Спасо-Преображенского монастыря была одним из самых выдающихся образцов позднего русского классицизма в Саратовской губернии.

Устройство монастыря

       Несмотря на многочисленные отступления от первоначального проекта Луиджи Руска, художественное достоинство возведенного храма оказалось очень высоким. Соперничать с монастырским собором могли только возведенные позднее в том же архитектурном стиле Иоанно-Предтеченский собор в Вольске и Троицкая церковь в селе Золотом. Исключительно удачным оказался и выбор расположения Спасо-Преображенского храма: поставленный на склоне, он был четкой вертикалью, держащей весь монастырский ансамбль на фоне горы, поросшей лесом. Даже в начале XX века, когда местность вокруг монастыря была густо застроена, а перед входом в обитель возведена колокольня, соборная церковь не утратила своей величественной простоты. Обширное здание церкви с основанием в форме почти равноконечного креста было украшено с севера и юга двумя портиками с шестью колоннами. Интересно отметить наружное оформление стен за портиками: на стенах, как бы в виде тени колонн, располагались пилястры. С востока и запада соборная церковь портиков не имела, здесь находилось два симметричных прямоугольных выступа. В восточном выступе располагались три алтаря, в западном — главный вход в церковь. Вскоре после окончания строительства главного собора был выстроен второй, значительно меньший по размерам храм во имя великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Екатерины с приделом во имя Параскевы Пятницы. Собственно говоря, это были две церкви, расположенные вплотную друг к другу. Первая из них, во имя великомучеников Димитрия Солунского и Екатерины, была заложена весной 1823 года. 26 октября 1824 года храм был освящен епископом Моисеем (Близнецовым-Платоновым). Средства на строительство церкви дали благотворители, в частности, коллежский советник Дмитрий Алексеевич Алексеев и его жена Екатерина Степановна. Второй храм — во имя Параскевы Пятницы — был возведен в конце 1820-х годов помещиком Петром Григорьевичем Железновым над могилой жены, похороненной на кладбище монастыря. В 1829 году эта церковь была освящена.

       В 1848 году неподалеку от монастыря был приобретен участок земли для постройки архиерейской дачи, предназначенной для Преосвященного Афанасия (Дроздова). Здесь был разбит фруктовый сад, цветники, вырыты пруды, проведен водопровод с родниковой водой. Впоследствии на этом месте возник Алексиевский скит (ныне Свято-Алексиевский женский монастырь). У монастыря также имелось подворье в городе с деревянной часовней (улица, примыкавшая к ней, именовалась Часовенной — ныне Челюскинцев). В 1827 году усердием купцов Кулькиных здесь была выстроена каменная часовня. В 1835 году она была расширена, и в 1838 году Преосвященный Иаков освятил здесь храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста, но и он не мог вместить всех прихожан. Было решено строить новый большой храм, который был освящен в 1866 году. Помимо главного престола в честь Страстей Господних был устроен придел в честь Иверской иконы Божией Матери.

       После смерти архимандрита Саввы должность настоятеля монастыря в течение нескольких месяцев исполнял иеромонах Геннадий, после чего весной 1824 года ее занял архимандрит Арсений, исполнявший ее до конца 1831 года. После открытия в 1830 году Саратовской духовной семинарии настоятелями Спасо-Преображенского монастыря стали назначаться ее ректоры. Так, в 1832 году настоятелем обители стал первый ректор Саратовской семинарии архимандрит Никодим (Лебедев). В 1833 году его место занял архимандрит Спиридон (Грациан), который управлял обителью до 1853 года. Его преемником стал новый ректор семинарии архимандрит Сергий (Назаретский), занимавший эту должность до 1857 года. С 1858 по 1864 год настоятелем Спасо-Преображенского монастыря был один из выдающихся церковных мыслителей середины XIX века архимандрит Никанор (Бровкович). Несмотря на то что основным поприщем архимандрита Никанора была Саратовская духовная семинария, которая в годы его ректорства полностью преобразилась, он уделял немало внимания и благоустройству обители.  После его отъезда в течение года настоятельскую должность исправлял архимандрит Александр, а с 1866 по 1869 год ее занял новый ректор СДС архимандрит Варфоломей (Левитский) — он оказался последним ректором семинарии, совмещавшим свою более чем хлопотную должность с настоятельством в монастыре. Его преемником стал инспектор семинарии архимандрит Гимнасий, управлявший монастырем до конца 1877 года. С 1881 по 1889 год настоятелем Спасо-Преображенского монастыря был архимандрит Александр (Иван Петрович Алфионов), овдовевший клирик Троицкого собора в Саратове.

Внешняя деятельность монастыря

       25 января 1866 года в Саратове было учреждено Православное Церковное братство Святого Креста. Его торжественное открытие состоялось на подворье Спасо-Преображенского монастыря. Устав братства, разработанный при непосредственном участии Преосвященного Иоанникия (Руднева), предусматривал миссионерскую работу среди старообрядцев и сектантов, благотворительную и просветительскую деятельность, открытие народных школ, обучение детей грамоте и Закону Божию, издательство и распространение религиозной литературы, создание церковных библиотек. Братство Святого Креста объединило представителей разных сословий, неравнодушных к духовному состоянию общества. Помимо миссионерской деятельности велась активная работа в области духовно-религиозного просвещения и благотворительности. Братство пользовалось широкой поддержкой многих состоятельных и небогатых жителей Саратова. На средства благотворителей в 1886 году на монастырском подворье было выстроено просторное трехэтажное здание (ныне занятое Нижне-Волжской киностудией), в котором разместились библиотека с залом для народных чтений, школа-приют для детей, оставшихся без родительского попечения, бесплатная столовая для неимущих. В этом же здании работал Духовно-просветительский союз, созданный в 1878 году, Кирилло-Мефодьевская миссионерская школа, Епархиальный Училищный совет. В 1868 году при Братстве Святого Креста был создан Благотворительный союз, председателем которого являлся правящий архиерей епархии. Членами союза могли быть лица любого вероисповедания. За несколько лет был накоплен капитал в 80 000 рублей, на проценты с которого осуществлялась благотворительная помощь. На средства благотворителей было приобретено находившееся неподалеку от Киновии здание, в котором на рубеже XVIII– XIX веков размещалась Контора иностранных поселенцев. Здесь был устроен учебно-заработный дом для нищих детей и сирот.

***

       В связи с ростом населения Саратовской губернии и значительным увеличением числа православных приходов в 1898 году было восстановлено Вольское викариатство Саратовско-Царицынской епархии. С этого времени викарные епископы стали числиться настоятелями ставшего местом их постоянного пребывания. Первым из них стал Преосвященный Никон (Софийский), пробывший здесь немногим более года. Преемником Никона стал священномученик Гермоген (Долганёв), занимавший в 1901–1903 годах Вольскую кафедру, а с 1903 по 1912 год бывший правящим архиереем Саратовско-Царицынской епархии.

Настоятельство священномученика Гермогена

       Самые большие преобразования в жизни Спасо-Преображенского монастыря связаны с именем Преосвященного Гермогена. Поселившись в обители, Гермоген с огорчением обнаружил, что монастырь за несколько десятилетий так и не обзавелся колокольней. Колокола висели в двух западных барабанах Спасо-Преображенского храма. Средства на строительство колокольни пожертвовали основатели русского цирка братья Аким Александрович и Петр Александрович Никитины. Каждый из них внес сумму в 25 тысяч рублей с непременным условием, чтобы под главным храмом во Спасо-Преображенского монастыря, втором ярусе колокольни была устроена нижняя церковь с усыпальницей, которая всецело принадлежала бы братьям Никитиным и их семейству. Закладка колокольни по проекту саратовских архитекторов П. М. Зыбина и В. К. Карпенко состоялась после Божественной литургии 13 июля 1903 года, которую Преосвященный Гермоген отслужил вместе с наместником монастыря игуменом Исидором (Молчановым). Год спустя, 23 июля 1904 года, в нижнем ярусе колокольни епископом Гермогеном была освящена церковь во имя святой мученицы Иулиании (небесной покровительницы жены Петра Никитина) и Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (в память о первоначальном Четырехсвятском монастыре). Во втором ярусе колокольни после смерти Акима Никитина была устроена церковь во имя святых и праведных Иоакима и Анны — ее освящение 21 октября 1917 года совершил Преосвященный Дамиан (Говоров). 31 августа 1908 года Преосвященный Гермоген освятил еще один храм монастыря.

       Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы была устроена при больничном корпусе. Здесь же размещалась школа для мальчиков-сирот. Еще одна монастырская церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» была освящена епископом Дионисием (Прозоровским) в 1912 году. Первоначально на ее месте находилась часовня, построенная одновременно с монастырем. Как сообщает епископ Дамиан, «здесь схимонах Парфений, отличавшийся духовною жизнию, молился 40 лет, перебирая четками. Проезжающие останавливались, ставили свечи пред иконой Знамения и пили воду из источника, который был в самой часовне». В 1898 году саратовский купец Федор Егоров на свои средства отремонтировал часовню, которая позже была переделана в церковь усердием Александры Ивановны Квасниковой — супруги известного саратовского купца, ктитора кафедрального Александро-Невского собора Георгия Михайловича Квасникова. Здесь Александра Ивановна «каждую пятницу молилась, иеромонах служил Литургию и акафист иконе Знамения Божией Матери».

       Епископ Гермоген немало сделал для благоустроения монастырской жизни. Его забота не сводилась только к строительству храмов и келий. Сразу же после назначения на Вольскую кафедру он пригласил в Спасо-Преображенский монастырь несколько монахов из Ново-Афонского монастыря, хорошо известных ему со времени служения на Кавказе. Кроме того, в Саратов было переведено несколько монахов из киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Наместником обители становится духовник братии Нового Афона иеромонах Исидор (Молчанов). Отец епископа Гермогена, овдовев, принял монашеский постриг и стал одним из насельников обители — архимандрит Иннокентий (в миру Ефрем Павлович Долганёв), скончался в 1906 году и был похоронен на монастырском кладбище. Владыка Гермоген оставался настоятелем обители и после назначения правящим архиереем Саратовско-Царицынской епархии. После его ухода с кафедры в 1912 году настоятелем монастыря вновь стал викарий — Петровский епископ Дионисий (Прозоровский).

***

       В 1901 году епископ Гермоген решает устроить в Хвалынске Подворье Спасо-Преображенского монастыря — своеобразный миссионерский центр в регионе, где было особенно распространено старообрядчество. 3 октября 1902 года был открыт особый Комитет по устройству в Хвалынске Свято-Троицкого подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Хвалынская Городская дума постановлением от 5 ноября 1902 года передала Свято-Троицкому подворью небольшой каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (освящен в 1880 году). Первое богослужение присланные в Хвалынск насельники подворья отслужили на праздник Богоявления 6 января 1903 года. Официальный указ Синода об открытии Троицкого подворья датируется 12 ноября 1903 года, первым настоятелем подворья стал священномученик Виктор (Островидов). Миссионерская деятельность молодого иеромонаха в Хвалынске была весьма успешной. Как писал отец Виктор своему епархиальному архиерею 14 сентября 1904 года, Троицкое подворье уже через год было готово к самостоятельному существованию: «Божиею милостиею и Вашими молитвами хвалынское подворье живет во славу Бога. Нужно только теперь уже начать дело в Святейшем Синоде об открытии монастыря. Неудобств и задержек быть не может. О состоянии монастыря может свидетельствовать характерное для Хвалынска явление, что церковь нашу посещают даже старообрядцы, которые относятся к нам миролюбиво. Хорошо было бы, если бы Вам возможно было уделить день для приезда в Хвалынск». В 1908 году подворье стало отдельным монастырем. Здесь, точнее в основанном в 1904 году Сергиевском скиту, в 1920-е годы подвизались иеромонах Иннокентий (Мишустин), иеромонах Нифонт (Выблов), член церковного совета мученик Александр Медем.  

       Историк А. И. Мраморнов упоминает еще одно подворье Спасо-Преображенского монастыря, основанное священномучеником Гермогеном. Это Казанско-Алексиевская пустынь, расположенная в окрестностях города Сердобска. В 1904 году здесь была построена часовня в честь рождения наследника цесаревича Алексея. 4 декабря 1905 года в ней был освящен престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а сама пустынь была приписана к Спасо-Преображенскому монастырю. Впрочем, как отмечает А. И. Мраморнов, «о Казанско-Алексиевской пустыни не заводилось какой-либо документации ни в консистории, ни в саратовском архиерейском доме, ни в Спасо-Преображенском монастыре, в результате чего об обители ничего не было известно Священному Синоду».

Календарь 2024