Содержание:

- 1680-1811 года

- 1814-1917 года

- советское время

- наше время

Основание первоначальной обители

       Один из старейших монастырей Поволжья, Спасо-Преображенский монастырь был основан около 1680 года у подножия Соколовой горы. По свидетельству историков, он возник как подворье московского Новоспасского монастыря, имевшего рыбный промысел на водах близ Саратова. До 1694 года монастырь назывался Богородицким, затем Четырехсвятским, с 1761 года — Спасским и с 1764 года — Спасо-Преображенским.

       Братия этого монастыря была немногочисленна. Кроме постоянных насельников в обители проживали полтора десятка послушников. Первым известным настоятелем был старец Паисий Дубенский. Первым храмом монастыря была деревянная церковь во имя Московских святителей Петра, Алексия, Иова и Ермогена, которая впервые упоминается в 1682 году. Со временем она обветшала, и в 1735 году была заложена каменная Спасо-Преображенская церковь с приделом во имя московских святителей. Строительство храма продолжалось 17 лет. Он был освящен в 1752 году и оста-вался единственным во все время существования монастыря у подножия Соколовой горы. Стоявший на крутом холме за Глебучевым оврагом, храм был хорошо виден над Волгой. На территории монастыря располагались деревянный дом, в котором находились покои епархиального архиерея, кельи для настоятеля и братии, деревянное здание духовного правления, братская трапезная, два погреба и каретный сарай с конюшней. 

Развитие монастыря

       Спасо-Преображенский монастырь стал местом, где разместилось первое духовное учебное заведение Саратова. Первые попытки открыть духовную школу были предприняты еще в 1770 году, когда в Саратове было открыто духовное мужское училище. Однако из-за нехватки средств в 1777 году оно было переведено в Астрахань. Вскоре Астраханский архиепископ Никифор II (Феотоки) благословляет открытие духовного училища при Саратовском Спасо-Преображенском мужском монастыре. Об этом училище известно совсем немного. Священник саратовской Спасо-Преображенской церкви Герасим Скопин в своем «Дневнике происшествий» сообщает, что 30 мая 1791 года в Спасо-Преображенском монастыре была основана семинария, а 23 октября того же года из Астрахани приехал новый строитель монастыря и будущий ректор иеромонах Парфений, до этого должности эконома и строителя занимали саратовские священники Андрей Сергиевский и сам автор дневника Герасим Скопин. 

***

       Жители Саратова любили свой монастырь. Рыбная слободка, в которой разместилась обитель, постепенно превращалась в густозаселенный городской квартал. И все же монастырь жил крайне небогато. Будучи заштатным, он не получал постоянных государственных средств и жил на собственном иждивении, то есть весьма скромно, и постепенно ветшал. Приехавший в 1799 году в Саратов первый епархиальный епископ Гаий (Токаов) не счел возможным здесь оставаться и выбрал для постоянного места жительства Пензу, которая была вторым кафедральным городом. Из документа, подписанного Г. Р. Державиным, занимавшего в 1801 году должность государственного казначея, известно, что на рубеже XVIII и XIX веков Саратовский Спасо-Преображенский и Петровский Никольский монастыри получали от Государственного Казначейства «в милостыню» по 300 рублей в год. Для восстановления обители в 1810 году Преосвященный Моисей (Богданов-Платонов) вызвал игумена московского Заиконоспасского монастыря Савву.

Гибель монастыря

       Это назначение было весьма своевременным, так как во время очередного саратовского пожара 21 июня 1811 года Спасо-Преображенский монастырь сгорел дотла. Вот как описывает этот пожар первый летописец Саратова протоиерей Николай Скопин: «Сей день несчастнейший для Саратова… Пожар, случившийся в оной, истребил лучшую часть города.<…> он… простерся к Покровской церкви на низ и на горы, пожег во всем сем пространстве домы, лавки, лабазы, лес, лубья, много судов с товаром… Самые церкви: Вознесенская, Рождество-огородицкая, Воздвиженская, Казанская от него погорели весьма много. Колокольни сгорели, колокола попадали. Впрочем, внутренность всех церквей уцелела: иконостасы, престолы, антиминсы спасены. Свирепство пожара столь было велико, что и каменные дома с железными затворами горели. Ни широкия улицы не защищали, ни площади, сильный ветер перекидывал пламя и зажигал дома сажен за сто. Усилия все были тщетны к погашению. Людей сгорело человек с десять. Убыток неисчислим, одних домов исчезло 1360, лавок, амбаров и лабазов — 360. Люди пришли в крайнее разорение и убыток». В письме игумена Саввы оберпрокурору Синода от 8 сентября 1811 года сообщалось, что после пожара от монастыря осталась только одна монастырская церковь. Ризница и церковная утварь были спасены самим игуменом.

***

       В этом же письме игумен Савва предлагал восстанавливать обитель на новом месте, так как прежде обитель «была окружена с трех сторон обывательским (то есть жилыми домами), а с четвертой —высокою и осыпистою горою, а притом со всех четырех сторон дорогами, и потому строениям никогда ни свободы, ни прочности, ни безопасности от окружающего селения быть не может». В последующем письме в Синод от 6 октября 1811 года игумен просил поручить ему составление плана предполагаемых в новом монастыре строений. Идею восстановления монастыря поддержали Преосвященный Афанасий (Корчанов) и губернатор А. Д. Панчулидзев, который предложил для обители новое место «между называемою Старою Плантациею и гор, лежащих к северу по Московской дороге в левой стороне от Саратова… в двух верстах», всего одиннадцать с половиной десятин. Позже по предписанию Сената к ним были присоединены еще 22 десятины, на большей части которых располагался лес, послуживший украшением монастыря. Проект храма и монастырских построек, составленный игуменом Саввой, был передан на рассмотрение петербургскому зодчему, члену Строительного комитета Луиджи Руска, который внес значительные изменения. Разрешение на строительство и средства на покупку леса были получены, и 8 марта 1814 года была учреждена Строительная комиссия в составе игумена Саввы, соборного протоиерея Николая Скопина, соборного священника Евдокима Степанова и священника Сергиевской церкви Георгия Голубева. Руководителем работ был назначен губернский архитектор Василий Иванович Суранов.

 

Календарь 2017