(Московский Патриархат)
Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
13 февраля, в Неделю о мытыре и фарисее, день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в обители были совершены две Божественные Литургии.
Раннюю совершил иеромонах Филарет. За ранней Литургией молились 87 человек, 34 из которых причастились Святых Христовых Таин.
Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий. За поздней Литургией молились 122 человека, 53 из которых причастидись Святых Христовых Таин. По окончании Литургии была совершена панихида о всех, пострадавших за веру в годы гонений. Также иеромонах Харалампий отслужил водосвятный молебен.
Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник обители игумен Макарий. За бдением молились 63 человека.
Воскресное Апостольское чтение Недели о мытаре и фарисее
2 Тим., 296 зач., III, 10-15:
10 Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Воскресное Евангельское чтение Недели о мытаре и фарисее
Лк., 89 зач., XVIII, 10-14:
10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Митрополит Иоанн (Вендланд)
Слово в Неделю о мытаре и фарисее
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Со вчерашнего дня началось приготовление к празднику Святой Пасхи.
Вчера мы услышали: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» Сегодня же проповедуется смирение. И для примера берется притча о мытаре и фарисее, сказанная Господом нашим Иисусом Христом. Итак, скажем два слова о смирении.
Это высочайшее качество. Это качество, присущее Самому Господу нашему Иисусу Христу. Он Сам открыл это нам, сказав: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Такому высочайшему примеру, казалось бы, трудно последовать. Но это нужно.
Святой Иоанн Лествичник, рассуждая о смирении, приводит слова псалма, в котором сказано: «Я смирился — и спас меня Господь». Вот что обращает на себя внимание: в псалме не сказано: «Я постился — и спас меня Господь»; не говорится: «Я проводил бессонные ночи, лежа на земле, и тогда спас меня Господь. Вобщем, я не совершил никаких особенных подвигов. Я только смирился — и тогда спас меня Господь».
Видите силу смирения! В чем же она заключается?
Святой Иоанн Лествичник также говорит, что всякий человек, который смиряется, независимо от того, какой степени совершенства он достиг в этом смирении, уже с самого начала испытывает одно драгоценное качество — веселие духа.
Он говорит, что смирение как бы повторяет рост растения — т. е. оно имеет свою весну, свое лето и осень. Весну — цветов, лето — сформировавшихся плодов и осень — время плодов уже зрелых. И вот так он различает эти три периода, для которых, повторяю, одно есть общее — это радость духа и в весне смирения, и в лете, и в осени.
Первое — весна смирения — это ненависть к человеческой славе и похвале. Напротив, мы любим, когда нас хвалят. Может, нас и следует похвалить, но только тогда, когда мы унываем. И мы не должны любить, когда нас хвалят. А это очень трудно!
Другое свойство того же весеннего периода смирения — изгонять из себя всякую раздражительность и гнев. Заметьте, это еще не означает не быть раздражительным и гневливым, а только значит лишь стараться изгонять из себя раздражительность и гнев.
Второе — лето смирения — это вменить в ничто все то, что мы сделали, казалось бы, доброго. И еще говорит святой Иоанн Лествичник: «Получая Божии благодеяния, не столько должны благодарить Бога, сколько страшиться, что прибавлением этих благодеяний увеличивается наша ответственность перед Богом, а, следовательно, и угроза большего мучения на том свете».
Что же касается осени, т. е. зрелого смирения, то святой Иоанн Лествичник на это отказывается ответить. Он говорит: «Спросите у тех, которые ближе к Господу, потому что Господь Сам смирен и кроток сердцем; они у Него научились. Они вам скажут, что это такое — совершенное смирение». А сам святой Иоанн Лествичник на это даже не дерзнет ответить.
Иначе еще можно пояснить, что такое смирение, — от противоположного примера, от примера фарисея. Он как будто хорошо начал свою молитву, сказав: «Благодарю Тебя». Это очень хорошо. Всегда надо благодарить Бога. Но смотря за что... Он сказал: «Боже! благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди…» А вот это уже очень грешно. Он посчитал себя лучше, чем все остальные люди. Это и грешно, и очень неприятно для души; наоборот, счастье чувствовать себя таким же, как все люди. Тогда люди все как бы становятся тебе братьями, друзьями, все хорошие. Но и это ещё не смирение.
Самое большое смирение — считать себя хуже всех людей. Так делал Апостол Павел. Он, признавая себя самым большим из грешников, говорил: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1 Тим. 1, 15).
Будем же подражать сегодняшнему мытарю и избегать того примера, который дает нам сегодняшний фарисей.
Что делал мытарь? Он молился: «Боже! милостив буди мне, грешному». Но это пока еще ветхозаветная молитва. Мытарь не знал Христа, а мы знаем Христа, поэтому давайте будем молиться молитвою новозаветною: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
Аминь.
05.02.2023