Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

     21 мая, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил Наместник игумен Макарий в сослужении иеромонаха Харлампия. За ранней Литургией молилось 78 человек, 30 человек причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил иеромонах Филарет. За поздней Литургией молилось 73 человека, 34 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии иеромонах Нифонт отслужил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий. За бдением молилось 47 человека.

     ФОТО


        Воскресное Апостольское чтение Недели 6-й по Пасхе

        Деян., 38 зач., XVI, 16-34:

     16Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

     17Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

     18Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

     19Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

     20И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город 

      21и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

     22Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками 

      23и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

     24Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

     25Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

     26Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

     27Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

     28Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

     29Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, 

      30и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

     31Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

     32И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

     33И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

     34И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

         Воскресное Евангельское чтение Недели 6-й по Пасхе

       Ин., 34 зач., IX, 1-38.:

     1И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

     2Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

     3Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

     4Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

     5Доколе Я в мире, Я свет миру.

     6Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 

    7и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

     8Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

     9Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

     10Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

     11Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

     12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

     13Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

     14А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

     15Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

     16Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

     17Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

     18Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

    19и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

     20Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

    21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

     22Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

     23Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

     24Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

     25Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

     26Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

     27Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

     28Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

     29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

     30Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

     31Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

     32От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

     33Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

     34Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

     35Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

     36Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

     37Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

     38Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.  


Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

Проповедь в неделю 6-ю по Пасхе

Христос воскресе!

     Быть может, именно для нас, для нашего поколения особенно важно сегодняшнее повествование об исцелении слепорожденного. Спаситель, проходя мимо слепца, известного всему Иерусалиму, не спрашивая его ни о чем, не спрашивая даже о его вере, «мимоидый» – исцелил его. Слепой сделался зрячим, а слепые фарисеи стали пытать его, кто же сотворил над ним это великое благо, которое они сами никогда не могли и не смогут совершить.

     Они стали придираться, обвиняя Спасителя, что это великое дело Божие сотворено в день Божий, в субботу. Не находя ни одного слова, чтобы противостать Истине, Которая блистала пред ними невиданным чудом, фарисеи все же не удержались и в зависти и злобе извергли хулу на Бога и на Духа Святого.

     Иногда спрашивают: что такое хула на Святого Духа? В сегодняшнем Евангельском чтении описан этот страшный грех: фарисеи видят силу Божию – явленную в исцелении слепорожденного – и все равно упорно отрицают ее. Они издевательски призывают: «Воздай славу Богу, мы знаем, что Человек тот (Который исцелил тебя) – грешник». А исцеленный говорит: «Грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». И тогда фарисеи изгнали его вон, т. е. отлучили от синагоги, отлучали от всего общества израильского.

     Он лишен всех прав. Отныне никто по иудейским законам не может с ним ни общаться, ни помогать ему, ни жить вместе с ним. Отец и мать отказались от него.

     «Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя…» Именно тогда Спаситель Сам находит его и говорит: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Прозревший спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» И тогда Спаситель говорит ему, почти как и на прошлой неделе самарянке: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». И никаких больше доказательств не нужно было слепорожденному. Он поклонился Ему как Богу и сказал: «Верую, Господи».

     Не случайно неделю назад Святая Церковь представила нам такое же откровение Спасителя грешной, но чистой сердцем женщине-самарянке. Оба этих евангельских человека узрели Бога.

     Мы все – поколение слепорожденных. Мы были рождены по большей части своей вне веры в Господа. Духовные очи наши по плану, выношенному еще издревле, должны были оставаться закрытыми до самой нашей смерти. И миллионы, миллионы людей должны были отойти в вечность, не познав ни Бога, ни своей души, ни самого духовного мира. Было сделано все, чтобы мы, родившиеся слепорожденными от слепорожденных зачастую родителей, остались бы таковыми навсегда.

     Но чудо Божие совершилось над нами. Господь, не спрашивая, веруем ли мы, не истязуя нас об этом, а, напротив, зная, что этой веры в нас нет, брением и скорбями помазал нас, как святым миром, и миллионы, миллионы людей в нашей стране исцелились. Отверзлись их духовные очи.

     Наши современники, исцеленные слепые, как и этот слепорожденный, были подвергнуты тяжким испытаниям, допросам, издевательствам от фарисеев века сего, и многие из нас отлучены были от общества своих друзей, близких и родных. То, что произошло с евангельским слепорожденным, произошло со многими из нас.

     Но почему Спаситель исцелил именно его? Почему чудо Божие явилось именно над этим человеком, а не над целою толпой таких же несчастных, увечных, больных, которые стоят рядом с ним? Две недели назад мы читали в Евангелии, как Спаситель исцелил расслабленного. Но тот хоть жаждал исцеления и надеялся на него – уже в течение 38 лет. А слепорожденный даже не имел веры, потому что не знал, в кого верить – он просто не видел Господа, не видел Того, Кто сказал ему: «Пойди на купальню Силоам и умойся». Именно ему Спаситель, видя его мужественное исповедание перед врагами Истины, врагами Божиими, открыл Свое Божество.

     Но все же, почему исцелялись одни и не исцелялись другие? Почему Спаситель, проходя мимо толпы убогих, нищих, инвалидов, расслабленных, выхватывал одного и исцелял? Почему из миллионов и миллиардов слепорожденных только малое стадо становится зрячими духовно, почему из сотен народов, живущих в мире, только немногие исповедуют спасительную Православную веру?

     По-человечески сказать, это несправедливо. По-человечески сказать – чем другие слепые были хуже этого слепца? А другие расслабленные, лежащие при купели Силоамской, хуже этого расслабленного? И чем мы с вами (а каждый из нас знает сам себе цену – очень невысокую) лучше, чем миллионы наших братьев и сестер в этом мире, которые не просвещены светом веры?

     Спаситель и в дни Своей земной жизни, ходя по земле, избрал из многих лишь тех… кого Он избирал. И ныне происходит то же самое. И среди народов в целом тоже Господь избирает только тех, кого Он избирает.

     Так кто же наконец те, кого избирает Спаситель?

     Перед Своими страданиями, на Тайной вечере, Он говорит ученикам: «Я избрал вас от мира». А потом в Первосвященнической молитве обращается к Отцу: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал». Кто же они? Богатые и великие люди? – Нет, конечно. Только одни нищие? – Тоже нет. Среди избранных Богом были люди всех состояний. Или это были люди, богатые другим – разумом и мудростью? – Ничего подобного. Были люди мудрые, которые признавали свою немощь ума, и были люди совсем неученые, а то и просто юродивые, которым вдруг ниспосылались особые откровения. А может быть, это были люди, богатые грехами, потому что Господь «грешников пришел спасти»? – Но мы знаем, что все грешны перед Богом. Или, может быть, это были люди, богатые верой? – Да, Господь требовал веры от людей. Но вот слепорожденного Он исцелил без его веры. Расслабленного, которого, раскрыв кровлю здания, спустили пред Ним, Он исцелил лишь по вере принесших его. А еще мы знаем, что и бесы веруют и трепещут… Так кого же Господь избирает в наследие Себе?

     Апостол говорит в одном из посланий: «Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос». Вот кого избирает Спаситель: тех, кто может отвергнуть себя и стать жилищем Бога.

     По неизреченному Божественному смотрению избираются лишь такие люди. Пусть этот человек будет малодушным, как этот расслабленный, две недели назад предавший Спасителя, но и он мог сказать, хотя бы в какое-то время своей жизни, что вот, во мне живет Христос. Он смог стать Его храмом. И Иуда какое-то время был храмом Божиим! Но кто растлит храм Божий, того растлит Бог…

     «Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос». То же самое могут сказать и все, кого избирает Бог. Упраздняется ветхий человек, и созидается Христос в человеке.

     Но Христос живет в человеке совсем не умозрительно, совсем не только в уме нашем. В уме Христос у многих верующих людей: и у протестантов, и у католиков, и просто у тех, которые говорят: да, я верую во Христа, но я вне Церкви. Есть те, кто мудрствует о Христе, предается мечтательствам о Нем, хочет о нем слышать, – но жизни Христа в них нет. Они вне Тела Христова, вне Христовой Церкви. Поэтому-то и выходит, что многие народы, узнавшие о Христе, живут вне Его Тела, вне Его Божества.

     Конечно, мы говорим это не для того, чтобы возгордиться. Святая Церковь говорит об избранных как о величайшей милости Божией ко грешному человеку, но и как о величайшей ответственности. Потому что и избранные, к несчастью, могут уподобиться Иуде, стать отступниками, в которых когда-то жил Христос, а потом они своего Спасителя предали и распяли.

     Наше прозрение в том и заключается, что мы начинаем видеть себя исполненными грехов и способными к любому злу и любому предательству. Наше прозрение – в том, что мы начинаем видеть мир таким, как он есть – лежащим во зле. Наше прозрение – в том, что мы начинаем видеть и ценить в этом мире более всего лишь великое милосердие Божие к нам и ко всему слепому человечеству. А если мы всего этого не видим, значит нам только кажется, что мы прозрели, а на самом деле мы остались по-прежнему слепы, от чего избави нас Господь!

Христос воскресе!


21.05.2023
Календарь 2024