Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

     14 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Филарет. За ранней Литургией молился 82 человека, 38 человек причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил иеромонах Харлампий. За поздней Литургией молилось 111 человек, 42 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии иеромонах Нифонт отслужил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение которое возглавил иеромонах Филарет. За бдением молился 51 человек.

     ФОТО


         Воскресное Апостольское чтение Недели 5-й по Пасхе

        Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30:

     19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

     20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

     21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

     22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

     23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

     24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

     25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

     26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

     29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,

     30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

         Воскресное Евангельское чтение Недели 5-й по Пасхе

       Ин., 12 зач., IV, 5-42:

     5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

     6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

     7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

     8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

     9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с      Самарянами не сообщаются.

     10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

     11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

     12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

     13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

    14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

     15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

     16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

     17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 

     18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

     19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

     20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

     21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

     22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

     23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

     24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

     25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

     26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

     27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

     28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

    29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

     30Они вышли из города и пошли к Нему.

     31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

     32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

     33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

     34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

     35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

     36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 

     37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

     38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

     39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

     40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

     41И еще большее число уверовали по Его слову.

     42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


Архимандрит Кирилл (Павлов)

Слово в неделю 5-ю по Пасхе

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

     Христос Воскресе!

     Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, даровал нам Свое Евангелие, явил пример Своей жизни и обещал не оставлять нас сиротами без помощи и наставления. И потому мы должны верить, что нет никакого случая в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь Сам ли, или евангельскою заповедью, или заповедью апостольскою, или примером Своей жизни не научал нас, как нам поступать. Напротив, Он ежедневно и ежечасно научает нас, как мы должны жить, чтобы благоугождать Богу.

     Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас величайшим назиданием и руководством в нашей духовной жизни, учит, как управлять нам свой путь ко спасению. В ныне читанном Евангелии содержится беседа Господа с самарянкой. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. И в это время подошла за водою женщина-самарянка. Было это в шестом часу, по нашему счету - в двенадцатом часу дня.

     Господь обратился к ней, прося воды, чтобы утолить Свою жажду, и состоялась между ними беседа, в результате которой самарянка не только уверовала в Спасителя, но и сделалась проповедницей Его учения и впоследствии, крещенная с именем Фотины, приняла мученическую кончину за твердое исповедание имени Христова.

     В беседе сей Господь обещает и самарянке, и всем верующим в Него дать воду живую, текущую в жизнь вечную. Нам известно, что без воды все умирает. Где нет дождей, где не текут реки, там не произрастает никаких деревьев и растений, но все бывает покрыто песком, и такие места называются пустынями. Одним видом своим наводят они на душу человека страх и отчаяние.

     Такое значение в нашей жизни и жизни растительного мира имеет вода вещественная. Но есть еще и вода живая, небесная, которая еще нужнее и которую Господь заповедует всем искать. Вода эта есть прежде всего благодатное учение Христово: когда оно принимается душой, то дает душе блаженство и жизнь. Напротив, когда в душе нет сего учения, тогда душа томится, сохнет, каменеет и вся человеческая жизнь становится похожей на пустыню, где для человека только страх, или скорбь, или терзание.

     Когда Господь попросил у самарянки пить, то она отвечала Ему: Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Из этого видно, что она еще не знала, что д!олжно всех любить и всем помогать: вода для утоления жажды телесной у нее была, а воды духовной - благодатного учения Христова - в душе ее еще не было. Она не жаждала телом, но душою томилась от вражды и злобы на иудеев, а потому не имела и Христовой радости, которая неразлучна с любовью.

     Вода Христова, которую Он дал всем верующим в Него, есть любовь, правда, мир, а вместе и радость. Все это подается человеку благодатным учением евангельским. Пример самарянки да послужит подтверждением сей истины. Не слышав сего учения, она не хотела дать Спасителю напиться, а после сердце ее, умиленное дивным учением Его, подвигнуло ее стать не только милостивой, но и проповедницей и мученицей за веру христианскую.

     Только учение Христово утоляет жажду нашей души и исполняет ее радостью и любовью. Тело человека, как бы оно ни было здорово и крепко, нуждается в пище и без пищи слабеет и разрушается. И сад, как бы он ни был благоустроен и плодороден, без воды засыхает и пустеет. Так и душа благочестивого христианина: чтобы была она жива, необходимо ей прилежно поучаться в слове Божием. Кто от Бога, тот слышит слова Божии (см.: Ин. 18, 37), - говорит Спаситель. Все истинные служители Божии знают, что они без чтения и слышания Божественного слова не могли бы твердо стоять на пути добродетелей. Поэтому, дорогие, с усердием прибегайте к слову Божию и черпайте в нем для себя утешение и питие духовное.

     В нынешнем евангельском чтении обращают на себя наше внимание и слова Спасителя об истинном служении Богу и истинной молитве. Господь на вопрос самарянки, где должно поклоняться Богу: в Иерусалиме ли или на горе Гаризим, ответил: Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 23-24).

     Этим наставлением Спаситель указывает нам, каково должно быть истинное служение Богу и какова должна быть истинная молитва. Господь главным образом требует от нас служения не телесного, но духовного; равно и молитва должна быть не телесная и внешняя, но сердечная, духовная. Молитва ведь не только поклоны да поклоны. Стать пред иконой дома или в храме Божием и класть поклоны - это отнюдь не есть настоящая, истинная молитва. Это не более, как одна наружная принадлежность молитвы, равно как и чтение молитв печатных также опять не есть молитва.

     Господь требует от нас более всего и прежде всего служения духовного, сердечного: ведь Бог - это Дух, а поэтому, если хочешь, чтобы молитва была приятна Богу, молись Ему и дома, и в церкви от всего сердца. Самая же истинная, настоящая, в собственном смысле молитва, - это возношение ума и сердца к Богу, когда человек достигает высочайшего духовного состояния и забывает все житейское и не чувствует, что вокруг него творится. Образец такой молитвы можно видеть в житии Преподобного Серафима Саровского, который, углубившись в молитву, зачастую даже не чувствовал, как из его рук выпадала лопата, которой он копал землю.

     Поэтому, если кто ставит целью своей прочесть определенное число печатных молитв и положить столько-то поклонов и в этом полагает исполнение своего молитвенного правила, тот пусть знает, что хотя и исполнил наружно долг христианский, но по существу все равно не молился. Телесная молитва без внутренней - то же, что тело без души: это мертвая молитва, не доходящая до Бога. Еще в Ветхом Завете Господь говорил о такой молитве: Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя (то есть напрасно, без пользы) (Мф. 15, 8-9). Не слова, от уст исходящие, умоляют Бога, и не голос наш нужен Богу, а воздыхание сокрушенного сердца. Молитва без внимания все равно что светильник без елея или кадильница без фимиама.

     Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, подражая примеру самарянки, от проповеди Спасителя обратившейся в проповедницу веры Христовой, и сами станем искренне любить Господа нашего и питать свою душу от благодатного источника воды живой, каким является для нас святое слово Божие.

     Приходите к этому источнику, и вы утолите жажду души своей, и напоите ее отрадою и утешением и в этой жизни, и в жизни будущей. Жаждай да грядет ко Мне (см.: Ин. 7, 37), - взывает Господь ко всем. Напояя свою душу благодатным учением Христовым, мы научимся вместе с тем служить Богу духом и истиною и сподобимся в будущей жизни вечной радости.

     Аминь.

 


14.05.2023
Календарь 2024