Неделя 22-я по Пятидесятнице

     13 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Харалампий. За ранней Литургией молились 78 человек, 42 человека причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий. За поздней Литургией молились 98 человек, 38 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии иеромонах Филарет отслужил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий. За бдением молился 41 человек.

     ФОТО


        Воскресное Апостольское чтение Недели 22-й по Пятидесятнице:

          Гал., 215 зач., VI, 11-18:    

     11Видите, как много написал я вам своею рукою.

     12Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

     13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

     14А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

     15Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

     16Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

     17Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

     18Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

       

        Воскресное Евангельское чтение Недели 22-й по Пятидесятнице:

        Лк., 38 зач., VIII, 26-39:         

     26И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

     27Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

     28Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

     29Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

     30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

     31И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

     32Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

     33Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

     34Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

     35И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

     36Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся

     37И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

     38Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

    39возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.


Сщмч. Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский

Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице:

     Возлюбленные! Сегодня вторично (в первый раз читался в пятое воскресенье по Пятидесятнице) читается евангельский рассказ об исцелении Господом гадаринского бесноватого (Мк.5:1-20). Главное в этом рассказе — картина власти зла и предостережение ученикам Христа: держаться только правого берега жизни и не уклоняться к берегу смерти. Поскольку мы настолько беспечны, что стараемся не замечать, как на наших глазах погибают в царстве зла тысячи людей, Святая Церковь вторично преподносит нам этот рассказ. В повествовании о гадаринском бесноватом есть также одна очень значительная мысль, которая дается верным для укрепления их в тяжкой борьбе с грехом и злом.

     Кажущаяся неистребимость зла в человеке и в окружающем мире создает впечатление какой-то безвыходности в борьбе человека со злом. Вполне естественно, что у малодушного появляется мысль: «Да где же Бог и Его Божественная помощь? Где Его благодать, истребляющая грех? Где победа над грехом, когда зло остается торжествующим?» И ползет в человеческой душе разъедающее расслабление и усиливается в дальнейшем ожесточение: «Бог далеко, и все человеческие измышления о его помощи — вымысел, и потому я принимаю жизнь, как она есть. Зло так зло; значит, так устроена жизнь».
Рассказ о гадаринском бесноватом содержит мысль о действительной роли и силе зла на земле по отношению к спасающемуся. Эта мысль раскрывается через поведение зла в отношении к одержимому и место, которое отводит злу Господь. Евангелист говорит нам, что зло глубоко укоренилось в земле зла и носителям его несть числа. Об этом вопрос Господа бесноватому: «Как тебе имя?» — и его ответ: «Легион», потому что «много бесов вошло в него», — поясняет евангелист Лука.
     Эти многочисленные носители зла претендуют на свое право распоряжаться на земле зла и потому просят Христа оставить их в покое — бесноватый, увидев Иисуса, громким голосом кричал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк.8:28). Евангелист Матфей передает эту просьбу с новым оттенком мысли: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29).
Здесь выражена мысль, что, хотя Божиему Сыну принадлежит конечная победа над злом, до момента Суда носители зла как бы свободны в своей работе и потому желают, чтобы Христос им не мешал. Они уверены, что до положенного времени они по праву обладают землею зла и ведут свою разрушительную работу. Господь дает согласие на переселение бесов в свиней (Мф.8:32), что и совершается. Бесы стремятся тут же продемонстрировать свою силу разрушения и губят свиней — те тонут в море.
     Таково евангельское повествование о гадаринском бесноватом, указывающее на роль и силу зла на земле. Таково Божественное слово. В его свете мы должны рассмотреть свои земные пути, как они соприкасаются со злом и подчинены ему.
     Вдумайтесь... Господь не истребляет бесов, а отправляет их в бездну. Бесы остаются на земле. Здесь проводится мысль о том, что пришествие на землю Божьего Сына не уничтожило самой земли зла. Если бы такое уничтожение последовало, то спасение мира было бы только простым механическим актом, совсем не ценным для разумных существ, свободно определяющих свое бытие. Такое спасение было бы даже не спасением, а актом нового творения земли и человека.
     Господь разрушил лишь дела зла, т.е. дал силы и средства бороться со злом и освобождаться от его пленения. «Явился Сын Божий, — говорит апостол Иоанн, — чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин.3:8). Самый мир зла остался на земле и после прихода Христа, и он ведет свою разрушительную работу, так как его внутренняя природа нисколько не изменилась. Насаждение зла, порча и разрушение жизни, истребление добра — вот его обычная непрекращающаяся деятельность. С приходом Христа эта работа приняла особенно обостренные формы, потому что в Христе мир зла получил явную угрозу поражения от Него, угрозу уничтожения.
     Об этом говорит апостол Павел, называя дьявола как «князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2:2). О том же напоминает апостол Петр: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет.5:8). Итак, в мире земли и зла зло не истреблено. Легионы дьявола ведут борьбу против добра, против Христа.
     Но не впадайте в уныние, прочь расслабление при нападении зла! Эти нападения были, есть и будут — они неизбежны. Более того, чем больше жизнь христианина уходит от соприкосновения с миром зла и чем она святее, тем сильнее нападения зла на этого человека.
     Братия, не так ли было со всеми подвижниками и угодниками Божиими? Не так ли бывает с вами, если вы идете вслед за Христом, а не на компромисс с миром зла? Потому ликуйте, спасающиеся, когда вы терпите ради Христа. Значит, вы живы, значит, ваш свет становится таким ярким, что режет глаза сынам тьмы, значит, вы на верном пути с Богом.
     Но если царство зла осталось и после Христа на земле, то продолжающаяся работа зла не уничтожает ли плодов искупления? Нисколько! Дело Христа незыблемо. Спасение человека совершено и совершается на каждом человеке в борьбе со старым, «ветхим», греховным человеком. Спасение не совершается механически, а только в борьбе со стихией зла, и душа христианина далеко не сразу освобождается от зла. Благодатные дары сеют в душе христианина лишь «семя Божие», и христианин получает лишь «начаток Духа», полное слияние с Которым может быть достигнуто только в царстве Духа-Бога.
     Даже «начаток Духа» делает человека способным побеждать зло. С водворением в душе «Божия семени» кончается рабство зла. Однако земля зла остается, и борьба в душе христианина не прекращается, но постепенно суживается плацдарм зла и расширяется жизнь Духа, крепнет «новый человек».
Евангельский рассказ о гадаринском бесноватом подтверждает мысль о защите человека Божественной силой и о неспособности зла противиться Богу. Господь знал о большом страдании бесноватого и, хотя он и не просит Христа об исцелении, Господь творит дело Своего призвания и любви.
     Как только Божия сила заявляет о своем присутствии, зло уже трепещет. В невольном сознании силы Духа и в невольном подчинении ей зло готово уступить поле действия Божественной силе («Умоляю Тебя, не мучь меня...»). Стремление отдалиться поскорее от Божественного вовсе не вызывает во зле желания бороться с Божественной силой, а только удалиться, уступив ей поле действия. Мало того. Сила зла подчиняется Божественной силе, выбирая место своего удаления. Бесы просят разрешения войти им в стадо свиней, чтобы действовать потом в том или ином месте по Божьему попустительству. Господь, щадя Свое творение — человека, попускает бесам вселиться в более низшие организмы — свиней, которые кидаются в море и тонут.
     Рассказ о гадаринском бесноватом раскрывает мысль о бессилии зла перед Божественным Духом. В целом же идея сегодняшнего Евангелия может быть выражена так: на земле зла зло остается и при Христе, ведет свою разрушительную работу, и не избегнуть нападений зла даже Божиим святым, но бодрствует Бог, Божия сила вяжет зло и обеспечит полную победу над ним в христианской душе.
     Братия, вникните, укрепляйтесь, бодрствуйте! Ты подавляешься злом, зло всюду, всюду, и в собственной душе. Зло упорное, неистребимое здесь для нас, и в ночи и во дни, в молодости и в старости. Оно просачивается всюду, не щадит даже святых мгновений. Оно отравляет чистоту, наполняет душу унынием. Оно — засасывающее, гордое и захватное, как одна только мнимая правда жизни.
     Вы сейчас слышали, что было в Гадарине. Это — царство смерти, царство безжизненных троп и смердящих гробов, среди которых живет пленник зла (Мк. 5:5). И «сему надлежит быть». Но не бойтесь, не колеблитесь, а воспитайте в себе к этому царству отвращение, ужас, а сами стойте твердо, не вступая на берег смерти. Божией силой вы поставлены на берег жизни, а сила эта всемогуща, зло пред ней бессильно. Берегите же в себе начаток этой силы, начаток Духа, и вы будете непобедимы...
     Пусть кругом бушует шквал разлившегося зла и всплески его даже тебя достигают, но будь тверд. Не шелохнись в сторону смерти! Если ты выдержишь этот напор зла и сохранишь в себе Божественное семя, то ты обессилишь зло. Как мрачный гад, оно будет извиваться у ног твоих и просить: «Не мучь меня, пощади». Зло бессильно будет против тебя, и тогда ты поймешь слова апостола: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). И в радости воскликните со святым апостолом Павлом: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь» (2 Тим. 4:18).

 


13.11.2022
Календарь 2024