Неделя 15-я по Пятидесятнице

     03 октября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах ФиларетПозднюю Божественную Литургию совершил Наместник игумен Макарий. По окончании Литургии иеромнах Харалампий совершил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил иеромнах Харалампий.

     ФОТО


        Воскресное Апостольское чтение Недели 15-й по Пятидесятнице

        2 Кор., 176 зач., IV, 6-15:

     6 Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

     7Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

     8Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 

     9мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

     10Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

     11Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 

     12так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

     13Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,

     14зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

     15Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

       

        Воскресное Евангельское чтение Недели 15-й по Пятидесятнице

      Мф., 92 зач., XXII, 35-46:    

     35Один законник, искушая Иисуса, спросил Его, говоря:

     36Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

      37Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 

      38сия есть первая и наибольшая заповедь; 

      39вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

      40на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

      41Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

      42что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

      43Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 

     44сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

      45Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

      46И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.


Преподобный Иустин (Попович)

Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

         Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

     Каждое святое воскресенье несет нам святую и чудесную Благую Весть из Евангелия, в которой сосредоточена вся истина Неба и земли. Всегда. В каждом слове.

     В Святом Евангелии мы читаем, как люди искушали Бога (и как посмели, как дерзнули они!?) и один законник спросил Иисуса: "...Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:36 – 40). Действительно, это весь закон Неба и земли, и в земном мире нет иного закона, кроме этого, данного нам через Господа Христа. Первая заповедь – Боголюбие, вторая – человеколюбие.

     Что такое боголюбие? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Почему Господь определил эту любовь как первую и самую главную заповедь, которая охватывает все заповеди и все законы Неба и земли? Потому, что Он впервые дал людям ответ на вопрос: что есть Бог? Всей Своей жизнью, каждым Своим делом и словом Спаситель Христос утверждал: Бог есть Любовь. В этом и состоит вся Благая Весть (т.е. "Евангелие").

     А что есть человек? На этот вопрос Спаситель ответил: и человек есть любовь. Кто-то рассмеется в недоверии своем. Но это именно так: и человек есть любовь, потому что он создан по образу и подобию Божию. Человек – это искра любви Божией. Душа человеческая – это образ Божий, образ любви Божией. Бог – это Любовь; и человек – это любовь. И потому в этом мире существуют только две реальности: Бог и человек, для меня и для тебя. Нет ничего более важного в этом мире, кроме Бога и меня, кроме Бога и тебя.

     Но по какому праву Иисус из Назарета требует, чтобы человек и в этом, и в ином мире имел первой заповедью возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим? По какому праву Бог требует, чтобы человек любил Его всей душой своей и всем существом своим, когда в этом мире существуют и смерть, и зло, и дьявол? Я не могу, скажет человек, любить Бога из-за грехов, из-за зла в мире. Все эти вопросы остались бы без ответа, если бы Господь Христос не стал Человеком. До Христа человек имел право сказать Богу: "Коль скоро я раб греха, зла, смерти и ада, я не буду любить Тебя". Но с тех пор как Господь Христос пришел в наш мир, воскрес и победил смерть, человек больше не имеет права на такие слова. Христос показал, что Бог воистину есть Любовь.

     Худшее для человека – это смерть. Превратиться в гниль, в червяков, в грязь, в тину! Разве достойно быть человеком?! За что любить Тебя, Боже, если уже завтра я превращусь в червяков и в гниль? Однако Господь Христос спасает тебя от смерти воскресением Своим, обеспечивает вечную жизнь душе твоей и твоему телу, когда оно воскреснет в сиянии и объединится с душой. Поэтому Господь Иисус Христос имеет право называться и является Единственным Человеколюбцем от сотворения мира до Страшного суда. Только Тот, Кто победил смерть, является Единственным Человеколюбцем. Все остальное только слова. На что мне все культуры, цивилизации, науки, искусства и техника, если они превращают меня в червяков и гниль? Он – вот Единственный Человеколюбец, Который освобождает от греха, смерти и дьявола. Дьявол сеет грехи и, значит, смерть. Господь же освобождает людей от дьявола и потому имеет право требовать от человека любви к Богу – всем существом, всем сердцем, всем умом, всей душой...

     Что происходит с человеком, который реализует эту первую и самую главную заповедь – Боголюбие? Что такое Боголюбие? Это значит: принести Богу сердце свое, всю душу свою, весь ум, всю силу; вернуть Богу образ Божий; вернуть образ Прообразу; все то, что есть в тебе от Бога, вернуть Ему. Боголюбие означает возвращение человеком себя Богу. Скажи: "Господи, я весь от Тебя, образ Твой, – вот душа моя, вот все существо мое, они Твои". Таким образом, эта заповедь заключается в полном приношении и посвящении себя Богу. Предавая себя Богу, человек, подобно блудному сыну, возвращается издалека, возвращается из грехов, из смерти; воскресает духовно через покаяние. Выполняя первую заповедь, человек возвращает себя Богу из царства зла и смерти, возвращает себя Богу и Царству Божию из царства дьявола.

     Как это происходит? Следованием Евангелию, Божиим заповедям. По сути дела, возвращение Богу происходит именно через выполнение Божиих заповедей. Спаситель сказал: "...кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14:23). Это сказал не я, это божественные слова Господа Христа. Соблюдая заповеди Спасителя, ты приносишь Ему душу свою, предаешь себя Ему. Всегда ревностно соблюдай эти заповеди. Святой Апостол любви Иоанн Богослов говорит: "...это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его..." (1 Ин. 5:3). Доказательством любви к Богу является соблюдение Его заповедей. Не говори, что любишь Бога, если вершишь пакости и зло. Ты обманываешь сам себя.

     Что такое человеколюбие? Это спасение Божия образа от всего, что не от Бога, против Бога, а именно от порока, от греха, от смерти и дьявола, – освобождение человека от самого большого врага: дьявола и смерти. Такое человеколюбие показал Господь Христос. А что же такое человеческое человеколюбие? Человеческое человеколюбие заключается в следующем: "...вторая же [заповедь] подобная ей [первой]: возлюби ближнего твоего, как самого себя..." (Мф. 22, 39). Это ответ на вопрос: что такое человеколюбие и как мы должны относиться к людям. Это непреложный закон Божий: после Бога – человек; после любви Божией, Христовой – любовь к человеку; после Боголюбия – человеколюбие. Любовь к человеку освобождает нас от злейшего врага – греха и смерти. Именно в этом Христова любовь к человеку: освобождение от смерти. Вторая заповедь – возлюби ближнего твоего, как самого себя – объясняет нам, что значит любить человека, любить по-настоящему. Настоящая любовь спасает человека от греха, гнездящегося в нём; от дальнейшего ада... Ты обманываешься, если считаешь, что любовь к человеку – в потакании его грехам и страстям; тогда ты любишь его смерть, а не его самого. Только когда ты питаешь к человеку любовь через Христа – всей душой своей, всей силой своей, – ты любишь его по-настоящему.

     "А любовь родителей к детям? А любовь мужа к жене? А любовь человека к родине? Разве это не любовь?" – скажете вы. Мы называем это любовью, но любовь ли это? Все эти чувства не имеют ничего общего с любовью, если Христос не является той самой силой, через которую мы любим. Если отец не любит детей Христовой любовью, если не воспитывает их в добре, если не направляет их на путь истины, как они сами смогут уберечь себя от греха? Если он их только растит, потакая капризам и не скупясь на поблажки, он их ненавидит, убивает. Если муж любит жену только телесно, он становится ее убийцей. Такова любая земная, телесная любовь.

     Когда мы пронесем любовь к человеку через Господа, эта любовь становится вечной и бессмертной, становится "христолюбием". Если у тебя есть друг и ты думаешь, что любишь его, а сам потакаешь его грехам, ты становишься его убийцей. Если ты не скажешь: "Друг мой, этот грех твой убивает тебя, отделяет от Бога", – ты становишься убийцей, лжецом и обманщиком...

     Вторая заповедь похожа на первую. Только когда твоя душа целиком и полностью обретет себя во Христе, обращай ее к человеку и знай, что будешь любить вечной любовью... Без этого любовь твоя ложна и убийственна... Лишь христолюбие есть суть и источник настоящей любви. Если человек не любит Господа Христа, он никого не может любить... Такова Благая Весть – одновременно чудесная и страшная. Чудесная – потому что она возносит человека на Небо и в вечность. Страшная – потому что, если мы отступаем от закона, мы любим "бога ненависти" – дьявола. Бог есть Любовь – дьявол есть ненависть. Вот в чьи объятия ты попадаешь, находясь вне Христа. Тогда ужасно быть человеком, ибо он превращается в дьявола. Сегодня Европа кипит от так называемой любви к человеку... Но что мы видим? Что дала человечеству Европа без Христа и без Христовой любви: резню, войны, борьбу, опустошения. Что представляет собой сегодняшняя Европа без Христа? Дьявол, бог ненависти, не дает людям, противопоставившим себя Христу, любить людей. Они лгут и самим себе, и другим, потому что не любят людей.

     А нам, христианам, известна Благая Весть во всей ее полноте – закон Неба и земли, закон Ангелов и людей: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя". Вот на чем зиждется весь закон; вот на чем основано и вот от чего зависит всё, что есть на Небе и на земле.

     Спроси и ты сам себя, соблюдаешь ли эти заповеди? Кому ты служишь? И я, и ты, кому мы служим?

     Как-то раз к подвижнику пришел один человек с просьбой прочесть что-нибудь из Священного Писания. Подвижник прочел ему именно эти две заповеди, и человек ушел со словами: "Я приду к тебе снова, когда исполню их". Он появился только через пятнадцать лет. "Где же ты был до сих пор?" – спросил его подвижник. "Я пытался выполнить те две заповеди. Я упражнялся пятнадцать лет и твоими молитвами смог кое-чего достичь". Вот что означает Евангелие Господа Христа, когда человек хочет следовать ему. Это возможно, только когда мы всем сердцем идём за Господом Христом. Когда и как мы идем за Господом Христом? Прежде всего верой. "Верою вселиться Христу в сердца ваши" – говорит св. апостол Павел (Еф. 3:17). А Он вселяется через каждую святую добродетель... Сначала мы через любовь вселяем святую добродетель, а потом через неё душу свою в Господа, в Его добро; и тогда Он вселяется в нас.

     Кто такие святители? Святители и есть исполнители двух заповедей: любви к Богу и любви к человеку; двух добродетелей: христолюбия и человеколюбия. Все святители обладали этими двумя добродетелями. Они имели две добродетели и больше уже ни в чем не нуждались.

     Христово Евангелие учит нас: нет любви к человеку без любви к Богу. Только любовь к Богу дает силы любить человека, любить его и во грехе его – таково поучение Евангелия. Каждый христианин является христианином, если соблюдает эти две заповеди, в которых заключается всё Евангелие. Спросим сами себя: насколько мы соблюдали эти две заповеди Господа Христа? Где сердце наше? Спроси себя, выполнял ли ты сегодня эти две заповеди? Если нет, скажи себе: "Сегодня я не был христианином. Господи, дай мне сил завтра быть христианином: всей силой любить Господа Бога своего и брата моего".

     Служа Господу, любя Господа Христа, человек не может не любить людей. Он любит не грех человека, а самого человека и старается избавить его от греха. Такова настоящая любовь, и нет другой любви. Человек – это образ Божий: Бог – это Любовь, и человек – это любовь. Ты являешься христианином, если придерживаешься этих двух истин и живешь по ним. Скажи себе: "Я – образ Божий, Бог любит, и я должен любить". Это Евангелие Господа Христа и для Ангелов и для людей, и для Неба и для земли, единая Благая Весть во всех мирах.

     Потому мы трудимся и днем и ночью соблюдать эти две заповеди, чтобы спасти себя от дьявола, греха и смерти и стяжать любовь к Господу Иисусу Христу и веру в Него (ибо "христоликая" любовь действует: через веру, через молитву, через милосердие, через каждую святую добродетель). Любовь к Господу Христу есть содержание, осуществление и выполнение обеих заповедей. Ему - вся слава и честь и поклонение во веки веков.

     Аминь.


03.10.2021
Календарь 2024