Неделя 12-я по Пятидесятнице

     12 сентября, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю Божественную Литургию совершил иеромонах Филарет. Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий, в течении которой им была произнесена заупокойная ектения по приснопамятному Архиепископу Саратовскому и Вольскому Александру (Тимофееву), а по окончании Литургии Наместник отслужил праздничный Молебен всем Саратовским святым. После этого иеромонах Нифонт отслужил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил иеромонах Филарет.

     ФОТО


        Воскресное Апостольское чтение Недели 12-й по Пятидесятнице

        1 Кор., 158 зач., XV, 1-11:

     1Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

     2которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

     3Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

     4и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 

     5и что явился Кифе, потом двенадцати; 

     6потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 

     7потом явился Иакову, также всем Апостолам; 

     8а после всех явился и мне, как некоему извергу.

     9Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

     10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

     11Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

 

       

        Воскресное Евангельское чтение Недели 12-й по Пятидесятнице

      Мф., 79 зач., XIX, 16-26:

     17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

     18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;  

     19почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

     20Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

     21Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

     22Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

     23Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 

     24и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

     25Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

     26А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.


     

СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ СВЯТЫМ, В ЗЕМЛЕ САРАТОВСКОЙ ПРОСИЯВШИМ

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

     Самим Господом каждый из идущих путем спасения призван стяжать святость, ибо идеал христианской жизни — святость Божия (Лев. 19:2). Издревле заповедано христианам поминать своих наставников во благочестии, ибо, наставляясь их жизнью и богоугодными делами, мы получаем силы для продолжения своего пути ко Господу (Евр. 13:7). И особо близки нам те святые, которые подвизались на нашей земле, — те, что молились в тех же храмах, ходили по тем же улицам, совершали богослужение у тех же престолов, что и мы, ныне живущие. Так радуйся и веселись сегодня, Саратовская земля, ибо сегодня — день твоего особого торжества, особый праздник для всех нас, пастырей, иночествующих и всех верных чад Саратовской епархии. По благословению Предстоятеля Церкви нашей, Святейшего Патриарха Кирилла, в календарь Русской Церкви внесен праздник в честь всех святых, в земле Саратовской просиявших. Он будет отмечаться в ближайший воскресный день к 13 сентября (31 августа по церковному календарю).
     Нет на нашей земле древних лавр и славных обителей, воспитавших сонмы святых подвижников, епархия наша насчитывает лишь два столетия самостоятельного существования, но не оставил Господь семена святости, посеянные на Саратовской земле, без достойного плода (Мк. 4:8). Чтим мы сегодня двенадцать святых, сродников наших небесных, горнее воинство, молитвы которых — залог благостояния и града Саратова, и земли нашей.
     Первенствует среди них священномученик Гермоген (Долганев), епископ Саратовский и Царицынский, архипастырь святой жизни и великой духовной силы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что ему не страшно оставлять сию земную жизнь, ибо знает он, что есть в Русской Церкви два святителя, которые продолжат его дело. Один из них — священномученик Серафим (Чичагов), летописец Дивеева, смиренный служитель преподобного Серафима Саровского, а вторым был святитель Гермоген, которого с кронштадтским батюшкой связывали духовная дружба и единомыслие. Святой Иоанн предсказал святителю Гермогену мученичество за веру и предрек, что Господь откроет перед ним Небо, как перед святым первомучеником Стефаном (Деян. 7:56). Великой ревности о Боге был исполнен чудный святитель, был он твердым защитником и истин христианства, и православной государственности, так что новоявленные каины, захватившие власть в огне революции, провозгласили святителя Гермогена своим врагом. Безбожные гонители в злобе своей ночью, тайно, утопили святителя в водах далекой сибирской реки Туры. Но Господь прославил Своего мученика — его святые останки, не подверженные тлению, были вынесены на берег реки вместе с камнем, привязанным к шее мученика. Сегодня мощи святителя почивают в кафедральном соборе города Тобольска, а в нашу епархию передана их часть.
     Прославим сегодня и второго архипастыря-мученика, святителя Германа, епископа Вольского. Ему исполнилось лишь 35 лет, когда он был призван к архипастырскому служению, и недолго судил Господь нести ему святительское служение на его родной земле. В феврале 1918 года, когда над Церковью Русской уже бушевало пламя гонения, он принял поставление во епископа, а уже в октябре того же года его судил революционный трибунал. Не правду человеческую, но закон Божий почитал он основанием для своей деятельности. И когда был арестован настоятель саратовского Свято-Серафимовского храма иерей Михаил Платонов, за то, что отслужил панихиду по убиенным Царственным страстотерпцам, Владыка Герман благословил саратовских христиан ходатайствовать перед властями об освобождении их пастыря, но в результате был арестован и сам. Около десяти тысяч подписей было собрано в их поддержку, но тщетно — епископ Герман и иерей Михаил были приговорены к смертной казни. В своем последнем слове отец Михаил публично засвидетельствовал свою веру во Христа Спасителя и свою надежду на вечную жизнь. «Если вы меня убьете, я буду жить», — с этими словами он принял свой смертный приговор. Мученики были казнены на окраине саратовского Воскресенского кладбища вместе с десятками православных, священников и мирян всех званий и чинов, и простой крест, тайно поставленный над местом их упокоения, на десятилетия стал единственным местом, куда могли прийти верующие помянуть убиенных за Имя Божие в годину безбожного гонения.
     Жизненные пути еще двоих саратовских новомучеников пересеклись в Свято-Троицком монастыре в городе Хвалынске, основанном святым Гермогеном (Долганевым). Иеромонах Нифонт (Выблов) был насельником этой святой обители, а Александр Оттонович граф Медем — членом ее церковного совета. Разными были жизненные дороги этих людей, и тем более дивны для нас пути Промысла Божия. Сын кубанского крестьянина, в юности принявший решение о вступлении на иноческий путь, и потомок дворянского рода прибалтийских немцев, сын сенатора, по рождению лютеранин, граф Медем принял Православие уже в зрелом возрасте, всей душой и всем сердцем восприняв открывшуюся ему истину. Чудно привел Господь их к общему мученическому венцу и нетленной небесной славе. Многократные аресты, разорение обители, которая была им обоим так дорога, — всё прошли они на своем многоскорбном земном пути, чтобы вместе оказаться в общем узилище, где и принял Господь их страдальческие души. Сегодня над братской могилой, в которой покоятся тела святых Нифонта и Александра, воздвигнут поклонный Крест, а память их на нашей земле да будет в род и род.
     Разным был жизненный путь и тех пастырей, простых приходских батюшек, которые приняли в безбожническое гонение мученические венцы. Святой Косма Петриченко из села Рыбушка Саратовского района даже не имел духовного образования — это был простой верующий крестьянин. Но когда его приход остался без священника и над храмом нависла угроза закрытия, он (в разгар гонения!) решился стать пастырем в своем селе. Отныне он возделывал не хлебную ниву, а души своих односельчан. Это и было поставлено ему в вину в страшном 1937-м.
Священномученик Иоанн Заседателев тоже не получил систематического духовного образования, но духовная школа, которую он прошел в своей жизни, была велика и драгоценна. Он нашел путь к истинной Церкви из раскола, в котором пребывала его семья, и отдал все силы свои на служение делу примирения с Церковью отделенных от нее. Последний приход его был в селе Корнеевка в нынешнем Краснопартизанском районе Саратовской области. Как вещественное доказательство его вины гонители приобщили к его следственному делу две рукописные тетради, в которых святой Иоанн делал для себя заметки к апологетическим диспутам с безбожниками. Миссионер и защитник Церкви был приговорен к длительному заключению, и предал Богу свою святую душу на одной из станций Карагандинского концлагеря.
     Его сострадалец, священномученик Николай Амассийский, претерпел в жизни тяжелое искушение — если святой Иоанн присоединился от раскола к Церкви, то святому Николаю, когда он был уже в священном сане, Господь попустил самому впасть в раскол. Тяжко оплакивал позже он свое падение, и принес горячее и искреннее покаяние в своем недолгом пребывании у обновленцев. Искушенный падением, будущий новомученик более уже не уклонялся ни одесную, ни ошуюю, верно служа Святой Церкви и страждущему православному народу. Мученик был приговорен к десятилетнему заключению в концлагерь и скончался в местах лишения свободы, не выдержав лагерного режима. Место его упокоения ведает один лишь Господь.
     Сегодня и в памяти нашей, и на иконе святых Новомучеников Саратовской земли рядом стоят ученые пастыри и те, кто мудрости духовной учился у самой жизни. Не ученость и не мирские почести стяжали им мученические венцы. Один лишь вопрос вставал перед ними, когда приходил для них час испытания: быть ли им верным заповедям Христа Спасителя, или пойти вослед стихиям века сего (Кол. 2:8). Но говорит Господь: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Откр. 3:21).
     И все они — и клирик саратовского храма во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов священномученик Петр Покровский, и настоятель деревянного храма в селе Чиганак недалеко от Аркадака священномученик Дионисий Щеголев, и хвалынский священномученик Сергий Кудрявцев, и настоятель храма в селе Полчаниновка священномученик Иоанн Днепровский — и жители городов, и сельчане, и именитые протоиереи, и молодые священники сельских храмов — единодушно отвечали «нет» на предложение гонителей осквернить свои уста ложью и клеветой.
     Невозможно им было ни отречься от Сладчайшего Иисуса, Тело и Кровь Которого священнодействовали они на Божественной Литургии, ни предать своих духовных детей, которые от руки своих пастырей принимали и разрешение своих грехов в Таинстве Покаяния, и последнее напутствие в Жизнь Вечную. И вот сегодня мы чествуем их, всех вместе — и тех страдальцев, чьи святые имена сияют, как звезды на небосводе Церкви Российской (1 Кор. 15:41), и тысячи безымянных страдальцев, чьи имена, быть может, уже никогда не будут открыты для нас (Евр. 11:38). Их общий праздник — это возвращение долга памяти тем, кто вымолил у Бога нашу землю, которая не превратилась в духовную пустыню и все еще способна приносить плоды, достойные Творца.
     Восхвалим же святых нашей земли — тех, кто уже явлен миру, и тех, кто еще пребывает в безвестности у людей, но ходатайствуют о нас пред Господом — благоговейных архипастырей и многострадальных мучеников, честных иноков и святых жен. Ныне земля наша прославляется подвигами их, ныне мы, чада и сродники их, просим их небесного заступничества о самих себе. Их путь земной уже завершен — завершен в чести и славе, дарованным им от Господа ради их честного жития. Мы же странствуем пока во юдоли сей земной жизни, обуреваемые искушениями и падающие во грехах. Так будем сегодня просить наших святых о небесной помощи для нас, недостойных. Будем просить их о предстательстве перед Престолом Божиим о нас — и сейчас, и в день Последнего и Страшного Господнего Суда, чтобы нам не только здесь на земле прославить их подвиги, но и в будущем бесконечном блаженстве, которое уготовал Господь любящим Его (1 Кор. 2:9), встретиться с ними и единым гласом и единой хвалой воспеть Единого в Троице Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.


12.09.2021
Календарь 2024