Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

    24 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Харалампий. За ранней Литургией молились 125 человека, 69 человек причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю совершил Наместник игумен Макарий при сослужении иеродиакона Иоаникия. За поздней Литургией молились 129 человек, 77 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии был совершен Чин торжества Православия.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий. За бдением молились 72 человека.

     ФОТО

 

    Воскресное Апостольское чтение Недели 1-й Великого поста,
     Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 - XII:

    24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

     25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

     26и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

     32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

     33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

     34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

     35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

     36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

     37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

     38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

     39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

     40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

     ГЛАВА 12.

     1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

     2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

   

   

   

   

     Воскресное Евангельское чтение Недели 1-й Великого поста,
     Ин., 5 зач., I, 43-51: 

     43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

     44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

     45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

     46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

     47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

     48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

     49Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

     50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

     51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

***

Проповедь патриарха сербского Павла в неделю Торжества Православия

     Во имя Отца и сына и Святаго Духа. Сегодня, братья и сестры, мы празднуем первое воскресенье святого Великого честного поста, которая называется "Неделя Православия", потому что в 9-ом веке, в 852 году, когда Православие победило иконоборчество, решено, что это воскресенье будет днем празднования Торжества Православия.

     Вы знаете, что были и цари, и епископы, и другие люди, считавшие, что иконы не приличествуют Православной Церкви. Наверное, под действием желания без большого труда привлечь к христианству мусульман, не имеющих никаких икон, и евреев, те епископы и те цари захотели убрать иконы из Церкви. Между тем, братья и сестры, иконы были в Церкви с самого начала. Действительно, в Ветхом Завете Господь между десятью заповедями приказал: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что не небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20:4). Но Господь сказал также: "Не делай никаких изображений, ни кумиров, ибо не видел ты Бога явившагося". Что это значит? Святой Иоанн Дамаскин говорит: ясно, что это значит: когда увидите Бога в теле, тогда сможете делать иконы. Вот почему Церковь Божия после рождения Сына Божьего, Его страданий и воскресения, начала писать иконы и поклонятья им. Мы братья и сестры, по словам святого Василия, не кланяемся ни этому материалу, ни краске, ни золоту, ни серебру или металлу, на котором икона изображена, но личности, которую икона изображает. Так же как все вы, мы не выбросим изображение, фотографию своего отца или матери, а поставим ее на видное место, потому что на них изображены наши родители, а это для нас важно. Так тем более важно, когда речь идет о лике Божием и Его святых.

     Пусть святые иконы напомнят вам и об этом: прославляя святых, нам тоже нужно постараться войти во славу Царствия Божьего, нужно быть и стать Его сыновьями и дочерьми, войти в блаженство этого Царства и быть святыми. В этом смысл икон и в Церкви, и в домах ваших. Они напоминают нам о святых предках наших и всех православных, о временах, когда они были людьми из плоти и крови, как и мы, и трудом своим, с Божьей помощью, смогли сподобить души свои благодати и стать настоящими небесными гражданами. О том, что и мы это можем и должны сделать, если захотим. В другом случае, если мы не хотим этого, если свою душу сделаем недостойной Царствия Божьего, погубим, нужно быть готовыми к вечным мукам, ибо таков наш выбор. Поэтому в Православной Церкви иконы изображают исторические личности, которые жили на земле и смогли стать небесными. И знаете, в современном мире, особенно в Католической церкви, иконы, в сущности, как портреты людей этого мира, очень красивые, и женщины, и мужчины. Но в них слишком много этого мира, слишком много земного тела. Эти иконы изображают людей, но это скорее люди ада, чем рая. Вот что я хочу сказать: если посмотреть на икону западную, например Эль Греко или какого-нибудь другого великого западного живоисца, то вы увидите женщину с чарами этого мира, в то время как на прекрасной иконе Святой Богородицы с Младенцем на руках из Дечан, обошедшей весь мир, а для меня лучшей из всего, что я видел, Святая Богородица с Сыном Своим Господом Иисусом, представляет Деву и до рождения (Господа), и в момент рождения, и после рождения. Ту, единственную во всех поколениях этого мира, избранную быть Матерью Сына Божьего из-за Ее добродетелей, то есть из-за Ее душевной чистоты и святости, именно так, как сказано в Псалтири: Вся слава дщери Царя внутри (Пс. 44:14). И это внутренняя красота в лике и во всем облике Пресвятой Богородицы и всех святых. Нужно уметь отличать икону, перед которой можно молиться, от иконы, которая зовет в этот мир, перед которой нельзя молиться, как говорил один великий русский богослов. В бытность свою атеистом он был в Сикстинской капелле и восхищался красотой Мадонны Рафаэля, творением этого художника. Но, став верующим, а затем и священником, протоиереем, великим богословом, после второго посещения Сикстинской капеллы и встречи с этой иконой, он написал и сказал: "Перед этой картиной я не могу молиться. На ней мы видим красивую женщину, идущую о облакам, как по снегу, и несущую ребенка, которая, возможно, и не невинная девица. Не могу молиться". Вы понимаете, о чем здесь идет речь? Икона должна представлять историческую личность, Господа Иисуса, Святую Богородицу или святителя, но личность небесную. По словам Христа: "Там, где Я, будет и слуга Мой". А где Господь? В Царствии Небесном. Значит, надо нам подготовиться к Царствию Небесному, к блаженству этого Царствия сейчас, в этом мире. Это одно только нужно (Лк. 10:42), говорит Господь Марфе в беседе Его в ее доме. Этого нужно достичь. Конечно, мы не презираем ни тело, ни этот мир, но наше истинное Отечество и наше истинная жизнь - в Царствии Небесном.

     Пусть Господь поможет нам пройти через этот пост так, чтобы после него мы были несравнимо лучше, здоровее душой и телом, чем до него. Пусть Бог благословит вас всеми благами.

     Прошу вас, выдержите этот пост, хотя бы на постном масле, а скоромное оставьте для Пасхи. Так, если воздержимся от скоромной пищи, насколько она будет для нас и насколько лучше организм сможет ее использовать и употребить.

     Благослови вас Бог!                                                                                                                                                                                                                                 16 марта 1997 г.


24.03.2024
Календарь 2024