Благовещение Пресвятой Богородицы

     07 апреля, в понедельник, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Наместник обители игумен Макарий возглавил служение часов, Изобразительных и Вечерни с Литургией святителя Иоанна Златоуста. Ему сослужили иеромонах Харалампий и иеродиакон Феодор. За Литургией молились 140 человека, 74 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии были совершены славление и чин о Панагии. 

     Всенощное бдение накануне возглавил Наместник обители игумен Макарий. За бдением молились 90 прихожан.

     ФОТО

Апостольское чтение Праздника,

    Евр., 306 зач., II, 11-18

  11Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 

 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

 13И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

 14А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 

 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

 16Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

 17Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

 18Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

  Евангельское чтение Праздника,

    Лк., 3 зач., I, 24-38.

 24После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 

 25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

 28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

 29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

 30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 

 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

 32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 

 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

 34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

 35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

 36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 

 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

 38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.


 

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

Митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский Филарет (Вознесенский)

     Праздник благовещения Божией Матери — один из самых прекрасных, светлых, радостных, и красивых праздников. Русский народ, который так любил Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, что прямо называл Русскую землю домом Божией Матери, этот праздник как-то по-особому любил и особенно его отмечал. Именно о празднике благовещения Божией Матери русский народ говорил, что в этот день даже и птичка гнезда не вьет, и девушка косы не заплетает, вся природа радуется и торжествует, и как солнышко играет на Пасху на восходе, так оно играет и на Благовещение.

     Когда мы читаем только в Евангелии св. Евангелиста Луки о том, как произошло преславное событие Благовещения, нужно иметь в виду, что Евангелист упомянул только самое главное. Вряд ли можно думать, что св. Архангел явился и сказал всего несколько слов; но главное содержание его благовестия нам передано в св. Евангелии и уже из этого мы видим, насколько радостен и велик был этот день.

     Но Церковь, Ее предание, и свв. Отцы Церкви в своих творениях оставили нам некоторые подробности, относящиеся к этому преславному событию. В частности, в Назарете, на святой Земле, есть источник водный, который так и именуется "источник Божией Матери". И вот сохранилось трогательное предание о подробности, относящейся к событию Благовещения. По Евангелию получается так: Ангел вошел к Деве Марии, когда Она была в каком-то помещении, предстал пред Нею и приветствовал Ее "радуйся Благодатная, Господь с Тобою". Но предание, сохраненное у свв. Отцов, говорит, что было так: Дева Мария, Которая тогда еще была совсем юной девушкой, пошла к этому источнику за водой, как это делают всякие девушки и молодые женщины. И вот там, у этого источника, Она слышит голос: "Ты родишь Сына Моего". Только одна Она слышала этот голос; это не был потрясающий гром с неба, но было ясно, Кто произнес эти слова. Их произнес Тот, Чей Сын родится от Нее, то есть, Сам Бог Отец. И хотя сказаны они были только для Нее, и Она одна только знала их, но когда творение слышит голос своего Творца, оно трепещет. Ее чистая, святая душа непосредственно воспринимала токи божественной благодати, но здесь, когда Она услышала голос Творца и Владыки своего, ее девственная и чистая душа затрепетала. В трепете и испуге Она вернулась домой. Но нужно успокоить как-то взволновавшуюся душу и Она для этого взялась за свое любимое чтение, — чтение Священного Писания. А когда Она стала читать, ей открылось место в книге пророка Исаии, где как раз говорится о том, что Спаситель Мира родится от Девы. Но настолько было глубоко ее божественное, ее благоухающее смирение, что несмотря на те слова, которые Она услышала у колодца, Она все-таки это пророчество не подумала применить к Себе Самой, а просто прочитавши о рождении Спасителя мира от Девы подумала: "как была бы Я рада, если бы только была последней служанкой у этой преблагословенной Девы". И вот тут пред Ней предстал Архангел Гавриил и Она слышит его слова: "Радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах". Мы знаем из ее жизни, что явление Ангела само по себе не было новостью для Нее. До своего переселения в Назарет, от самого переселения во храм, она жила при храме и там, как говорит предание Церковное, Архангел Гавриил являлся Ей, приносил Ей пищу и беседовал с Нею. Так что само по себе его явление не взволновало бы ее особенно; но она слышит необыкновенное приветствие, которого никогда ни одна дева ни женщина не слыхала; поэтому, Евангелист не говорит, что Она увидя его испугалась, а что Она услышавши его слова смутилась от них и стала размышлять, что значит такое приветствие. И слышит Она дальше, как Архангел Ей говорит: "не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь ему имя Иисус, Он будет велик, Он Сын Вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и царствию Его не будет конца". Причем, церковная служба опять таки сохранила нам трогательное предание, что слова эти были более пространны, чем они коротко переданы в Евангелии, и что между прочим, видя ее волнение, святой Архистратиг говорит Ей: "Что Ты боишься меня, что Ты трепещешь меня, Владычице, пред Которой я сам трепещу, что Ты так благоговейно предстоишь предо мною, когда я сам с благоговейным страхом Тебе предстою…"

     Когда Дева Мария услышала благовестие Архангела в ее святейшей душе сразу появилось недоумение: Архангел благовествует Ей о том, что Она будет матерью, но Она дала обет девства, и никогда от него не отступит: как же может это быть? Дева не может быть матерью — матерь не может быть Девою? Как же понять это благовестие? Она и задает свой смиренный вопрос: Как это будет, когда Я мужа не знаю? Но когда Архангел Ей сказал: "Дух Святой найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя", и закончил свое благовествование словами "у Бога не изнеможет всяк глагол", т.е. никакое слово или повеление, данное Богом не может остаться без исполнения, ее святая душа успокоилась, и Она поняла, что это будет уже сверхъестественным рождением и успокоившись, сказала те чудные слова, которые Московский митрополит Филарет назвал "благовестием от земли к небу". Обратите внимание: Архангел как будто бы сделал свое дело, все Ей сказал, все Ей объяснил, — но он чего-то ждет, он не уходит, и наконец, слышит ее ответ, о котором великий Святитель говорил, что если благовестие ангела было благовестием от неба к земле, то ее слова — это благовестие от земли к небу. Ответ ее был: "Се раба Господня — буди мне по глаголу твоему". Т.е. я — раба Господня; раба не рассуждает, ее господин с ней поступает как ему благоугодно, она же только повинуется и исполняет его волю. Смиренное, всецелое послушание и полная преданность воле Божией, возвещенной небесным Благовестником… И вот совершилось это взаимное благовестие от неба к земле и от земли к небу и "отыде от Нея ангел". Ее чистая, разумная, просветленная душа понимала, конечно, что это благовестие принесет коренную перемену в ее жизни. Она думала, вероятно, в безвестности окончить свою жизнь, в преданности Богу и служении Ему. Но тут Она видит, что Ей предрекается тот жребий, по которому Она будет Царицею всех Цариц, по которому Она будет высшей и честнейшей херувимов и серафимов. Взволнованная всем этим, и зная от ангела о том преславном событии, которое произошло в жизни ее старшей родственницы, праведной Елисаветы, которая, потеряв уже надежду когда-либо иметь сына или дочь, теперь готовится также быть матерью, Она поспешила к ней. И конечно, великой радостью было для Нее то, что когда она вошла к праведной Елисавете и приветствовала ее, то услышала от нее слова, которыми в Назарете приветствовал Ее ангел: "благословенна Ты в женах". Какая радость это была для нее… И тут из ее чистой души и излилась та молитвенная песнь, которую Церковь так любит и всегда повторяет на утрени: "Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…" Дальше Она говорит: "яко призре на смирение рабы своея", т.е., Господь призрел на ее смирение; а еще далее говорит то, что стало ясным для Нее. Она понимала, как высок теперь ее жребий: "се бо от ныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный". Она, неизвестная миру дева иудеянка, поднимается этим благовещением на такую высоту, на такое величие, пред которым всякое земное величие — детские игрушки… Но сказав — "яко сотвори Мне величие Сильный" Она добавляет: и свято имя его". Как истинно преданная Богу, Она и здесь переходит к прославлению святости Божией.

     Да будет же все это назиданием для нас, и то Ее смирение, по которому она не могла сразу и принять благовестия, что она станет Матерью Божией, и та ее преданность, послушание и повиновение Богу, по которому Она и сказала, что Она раба Господня — пусть будет Ей по словам Ангела. Она дала нам высочайший и святейший пример того, как нужно всегда, а в особенно в ответственные и важные моменты своей жизни, прежде всего заботиться о том, чтобы исполнить волю Божию, как Она Сама ее исполнила в день Своего Благовещения… Аминь.


07.04.2025