(Московский Патриархат)
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери
20 июля, в понедельник, накануне праздника в честь явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Наместник обители игумен Макарий возглавил Всенощное бдение с акафистом Пресвятой Богородице. Наместнику сослужили: иеромонах Иларион, иеромонах Филарет, иеродиакон Серапион и иеродиакон Нифонт. За бдением молились 76 человек. Во время богослужения в обитель была принесена старинная Казанская икона Божией Матери, находившаяся до этого на реставрации. От врат монастыря святыню крестным ходом обнесли вокруг обители и принесли в монастырский храм, где перед ней был совершен акафист.
21 июля, во вторник, игумен Макарий возглавил служение Божественной Литургии. Ему сослужили: иеромонах Иларион, иеродиакон Серапион и иеродиакон Нифонт. За Литургией молились 47 человек, 20 из которых причастились Святых Христовых Таин.
Вернувшаяся после реставраци Казанская икона Божией Матери была найдена в начале 90-х годов в подвале частного дома, расположенного около монастыря. Одна благочестивая женщина забрала ее домой, молилась перед ней, а осенью прошлого года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, передала икону в монастырь. На обратной стороне образа есть надпись на церковнославянском языке, из которой следует, что образ был написан на Святой Горе Афон, «в обители Святой Троицы», по заказу супругов Феодосия и Мавры Чумаковых и пожертвован ими в село Колычово 28 октября 1897 года.
Поскольку икона долго находилась в сыром подвале, ей требовалась реставрация. Среди прихожан Спасо-Преображенского монастыря был объявлен сбор средств. Затем образ отвезли в Москву, в музей-заповедник Коломенское. Реставраторы определили, что икона действительно написана в конце XIX века и это стиль русского афонского письма — вероятно, ее создателями являются русские монахи.
Теперь святыня будет постоянно пребывать в монастырском храме.
Архимандрит Илия (Рейзмир)
Слово в день праздновния Казанской иконы Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк.10, 41).
Дорогие братия и сестры! Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа является правилом благочестия и добродетели. Каждое слово Спасителя является законом для нашей жизни. Поэтому-то Господь и сказал: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28), воплощающие его в своей жизни. «Для того и воплотился Христос Бог, как бы на иконе изображая и благочестие и добродетель, — говорит святитель Василий Великий, — чтобы каждый, взирая на Него, по возможности... подражал Его житию». «Будьте святы, потому что Я свят», — сказал Господь (Лев. 11, 45).
Сегодня за Божественной литургией мы слышали в евангельском чтении о том, как Господь наш Иисус Христос, повсюду проповедуя слово Божие, пришел в селение Вифанию, которое было расположено недалеко от Иерусалима. Со Своими учениками Он был приглашен в дом глубоко верующих и преданных Господу Лазаря и сестер его Марфы и Марии. Марфа стала суетиться с приготовлением угощения для гостей, а Мария села у ног Спасителя и слушала Его учение. «В обеих сестрах, — говорит святитель Василий Великий, — видно прекрасное усердие, но ты различай дела: Марфа служила, приготовляя к угощению, нужное для телесной Его потребности, поэтому она упокоивала видимое, а Мария служила невидимому, потому что присутствующий у них действительно был Человек и Бог. Сам Господь одобрил усердие обеих женщин». Но Марфа, утомленная трудом, как бы с упреком обращается к Спасителю: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк. 10, 40). Не с укором, а с чувством глубокого сожаления ответил Христос на такую просьбу озабоченной Марфы: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41-42). Я не для того здесь, чтобы возлежать и питать чрево, но для того, чтобы вас напитать словом истины, истинной пищей, ибо плоть Моя истинно есть пища. Идущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 55-56). И в этом ответе Спасителя, дорогие братия и сестры, заключен весь смысл человеческой жизни. История человеческого рода свидетельствует нам, что все народы, живущие на земле, всегда стремились и стремятся к счастливой жизни. С глубочайшей древности кто только не задумывался над жизнью и не ставил себе вопрос: какое самое высшее благо в жизни? Ведь у каждого своя жизнь. Мы можем прожить ее только однажды. Необходимо прожить ее разумно. Иные вовсе не задумываются над вопросами о смысле и цели жизни. «Жить нужно для жизни», — говорят они. Спеши воспользоваться всем, что дает тебе жизнь, всеми ее радостями и утехами. Многие люди, помраченные грехами, смысл жизни понимают неправильно, по-своему. Одни, например, видят этот смысл в насыщении и удовлетворении своих страстей, другие же — в приобретении материальных средств, третьи — в приобретении славы и могущества мира сего. Но каждый разумно мыслящий человек хорошо понимает, что этот взгляд на жизнь не согласуется с достоинством нашей разумной природы, созданной по образу и подобию Божию с бессмертной душой и предназначенной для вечной жизни. Все земные блага и слава ненадежны: богатство, слава, здоровье, земное благополучие; сейчас человек их имеет, а к вечеру может лишиться всего. Поэтому они не могут обеспечить человеку истинно счастливую жизнь. Да и сами по себе разве могут удовлетворить человеческое сердце блага земного мира? Нет. Поэтому и при обилии их всех — пусто. Часто мы видим, что все ищущие блага, счастья только в этой жизни обыкновенно кончают глубоким разочарованием.
Нельзя не задумываться над смыслом жизни. И вот здесь-то для каждого предстоит решить неизбежную дилемму: кому отдать, кому посвятить свою жизнь — себе или Богу?
Вот почему, братия и сестры, Господь наш Иисус Христос предостерегает Марфу от лишней суеты и советует ей, прежде всего, слушать слово Божие и исполнять Его святую волю. Вот почему Он одобряет поступок Марии, которая, забыв все земное, всем своим существом воспринимала от Спасителя глаголы вечной жизни. Мария знала, что не одним хлебом может питаться человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, что прежде всего необходимо искать Царства Божия и правды Его, а все прочее для жизни Господь подаст. И мы, дорогие братия и сестры, своими делами должны подражать Марии, так как весь смысл земной жизни состоит прежде всего в обретении Царства Небесного. Найти Царство Божие — это значит жить со Христом. Нет и не может быть большего счастья на земле, чем быть верующим человеком и жить со Христом. Люди, у которых в сердце Христос, богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей. У нас ведь бессмертная душа, которой нет ничего равноценного в этом мире. «Какая польза человеку, — говорит Господь, — если он приобретет весь мир [с его славой и богатством], а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26). После смерти человек получит воздаяние за свою прожитую земную жизнь. Никакого выкупа за свою бесценную богоподобную душу человек не может дать, кроме одного — покаяния. Если сейчас, в земной жизни, он опомнится, оплачет свои грехи, покается и изменит свою греховную жизнь на истинно-христианскую, святую и добродетельную, то милосердный Господь по Своей благости простит его и дарует Царство Свое Небесное. Чтобы достигнуть этого Царства и жить со Христом, от нас требуется много труда, так как, по словам Самого Спасителя, Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Не будем бояться только трудностей на нашем жизненном пути в достижении Царства Божия. Ведь оно так близко каждому из нас! Надо только открыть Богу двери своего сердца, и любящий Господь, видя наше твердое желание и добрые дела, никогда не оставит нас Своей благодатию и в сердце каждого из нас сотворит обитель Святого Духа. Будем подражать святым женам-мироносицам, Марфе и Марии, и соединим в своей жизни эти два служения: низшее - телесное, и высшее — духовное. «Если хочешь возревновать о том и другом, — говорит святитель Василий Великий, — то и тем и другим приобретешь плод спасения... Если хочешь услуживать, служи с именем Христовым, ибо Сам Он сказал: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25, 40). Принимаешь ли у себя странников, упокоиваешь ли бедных, состраждешь ли болезнующим, подаешь ли руку помощи находящимся в нужде и несчастье, услуживаешь ли недужным — все это Христос принимает на Себя». Занимаясь житейскими делами, семейной жизнью, трудясь, мы, братия и сестры, должны главное внимание уделять добрым делам и заботе о спасении своей бессмертной души. Надо постоянно посещать храм Божий и участвовать в дивном богослужении Святой Православной Церкви, изучать святое Евангелие и воплощать его в своей жизни, чтобы быть христианином не только на словах, по званию, но быть таковым по жизни и по избранию Божию наследовать Царство Небесное. Аминь.
21.07.2020