(Московский Патриархат)
Неделя 34-я по Пятидесятнице
28 января, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, в обители были совершены две Божественные Литургии.
Раннюю совершил иеромонах Харлампий. За ранней Литургией молились 67 человек, 26 человек причастились Святых Христовых Таин.
Позднюю Литургию совершил Наместник обители игумен Макарий при сослужении диакона Владимира Гарчука. За поздней Литургией молились 90 человек, 48 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии иеромонах Нифонт отслужил общий молебен.
Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник обители игумен Макарий. За бдением молились 62 человека.
Воскресное Апостольское чтение Недели 35-й по Пятидесятнице
Кол., 258 зач., III, 12-16:
12Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
15И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
16Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Воскресное Евангельское чтение Недели 35-й по Пятидесятнице
Лк., 91 зач., XVIII, 18-27:
18Спросил Иисуса некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Протоиерей Валерий Захаров
Слово в Неделю 35-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Как и несколько седмиц назад, Святая Церковь вновь предложила нам, братья и сестры, евангельский рассказ, повествующий о том, как некогда к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу подошел человек, задавший Ему вопрос: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18,19). И Господь, отвечая на вопрос, говорит богатому законнику: «Знаешь заповеди» и перечисляет некоторые из заповедей Декалога пророка Божия Моисея: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (ст. 20). На все это законник говорит Христу, что от юности своей сохранил эти заповеди. Тогда Господь говорит ему: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и следуй за Мною» (ст. 22). И, как мы слышали, человек этот отошел от Христа опечаленным. Господь, видя недоумение и вопрос в глазах и Его учеников, и всех, кто окружал Его, что же будет с этим человеком, хотя этот вопрос и не был произнесен вслух, говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (ст. 25). Тогда ученики от лица всех, окружавших Христа, спрашивают Его: «Кто же может спастись?» (ст. 26) Господь, отвечая на этот вопрос, говорит для всех нас очень важные слова: «Невозможное человекам, возможно Богу» (ст. 27).
В самом начале мы уже обращали внимание, что буквально несколько седмиц назад Святая Церковь чтением Евангелия апостола Матфея предлагала нашему вниманию рассказ о богатом законнике. Невольно может возникнуть вопрос: а почему дважды в году Святая Церковь предлагает нашему вниманию этот евангельский рассказ? Я неоднократно говорил вам, что всё, что совершается в нашей Святой Православной Церкви, является для всех нас назидательным, поучительным, конечно, полезным и самое главное — спасительным. То, что сегодня второй раз в течение года Святая Церковь предлагает нам это евангельское повествование, конечно, прежде всего говорит о его важности для каждого из нас. Невольно может возникнуть вопрос: а в чем же тогда заключается важность этого евангельского повествования? Братья и сестры, прежде всего мы должны обратить внимание на первоначальную фразу Христа, которую Он произносит в Своем ответе человеку, задавшему вопрос, что необходимо для того, чтобы наследовать жизнь вечную. Христос говорит: «Знаешь заповеди». У апостола Матфея этот ответ звучит: «Соблюди заповеди». Это для всех нас весьма важный урок. «Соблюди заповеди», — с этим призывом Господь обращается к каждому из нас. Все мы неукоснительно должны соблюдать заповеди. Но на поверку, к сожалению, мы можем видеть, что мы не только не соблюдаем заповеди, а многие из нас подчас даже и не знают их. В лучшем случае, конечно, знают такие заповеди, как «не убий», «не прелюбы сотвори», «не укради», — а остальных заповедей ведь и не знаем! Спроси сегодня любого православного человека: «Назови первую заповедь Декалога пророка Божия Моисея», — к сожалению, многие не назовут ее. В лучшем случае скажут: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим, и возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Лк. 10,27). Это в лучшем случае, а в худшем случае и этого даже многие не знают. А первая заповедь Декалога пророка Божия Моисея совсем другая. Она гласит: «Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Втор. 5,6-7). Многие даже не знают, что ветхозаветных заповедей — десять. А попроси любого из нас перечислить новозаветные заповеди, — многие могут даже удивиться и спросить, а какие это новозаветные заповеди? Как же мы живем, если Закона не знаем?! Чаще всего, как пишет апостол Павел в своем послании к римлянам, руководствуемся лишь только тем законом, который написан в наших сердцах. А так живут язычники, ибо они, как пишет апостол Павел, совершают то, что написано в сердцах их (Рим. 2,14-15). Так давайте, братья и сестры, не будем уподобляться язычникам и для нашей пользы все-таки изучим заповеди, по которым мы должны регламентировать нашу жизнь. Можно привести простой пример: представим себе, что сейчас кто-либо из нас вышел на проезжую часть, но перед этим никогда не слышал, что на зеленый свет светофора можно переходить дорогу, на красный — нужно стоять. Загорелся красный свет, а человек не знает, то ли можно идти, то ли нельзя. Подумав, решил, что, наверное, можно. И пошел бы… Что было бы? Что было бы, мы все прекрасно знаем. Так если мы даже дорогу не можем перейти, не зная «Правил дорожного движения», то как же мы можем идти по дороге жизни, не зная правил, которые мы, православные христиане, должны соблюдать? Вот первый урок, который все мы с пользой для самих себя должны извлечь из этого евангельского повествования.
Конечно же, братья и сестры, есть и еще другой, не менее важный для всех нас урок в этом евангельском чтении, и я хочу обратить ваше внимание на тот вопрос, с которым подходит этот человек к Христу. Он спрашивает Его: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Обратите внимание на то, с каким действительно очень важным, я бы сказал даже более, с самым важным вопросом человек подходит к Христу. Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос говорит о том, что этот человек серьезно задумывался над смыслом своей земной жизни, и, хотя он был человеком земли, хотя жил еще во времени, он задумывался уже о Небесном, задумывался о вечном. И в этом также весьма важное для всех нас назидание. Мы точно так же должны постоянно задумываться над тем, а что должен делать я, чтобы наследовать жизнь вечную? Нам кажется, что достаточно быть хорошим, добрым человеком и это уже является гарантией, что для такого человека будут открыты двери Царства Небесного. Но сегодняшнее евангельское повествование говорит нам о чем-то более глубоком и важном. Оказывается, даже недостаточно исполнять заповеди в своей жизни, чтобы быть совершенным человеком. Господь, обращаясь к человеку, задающему вопрос, говорит: «Если хочешь быть совершенным, продай имение твое, и раздай нищим, и следуй за Мною» (Мф. 19,21). Чаще всего, братья и сестры, в этой фразе Христа Спасителя мы склонны обращать свое внимание лишь на слова: «продай и раздай». Но самое главное, что мы должны услышать в этой фразе, — «следуй за Мною». Вот в чем заключается смысл и цель жизни каждого живущего на земле человека — постоянное следование за Христом. Оказывается, что все, что притягивает меня к этой земле, все это и мешает мне идти за Христом. У кого-то это — материальные блага, у кого-то — родные и близкие, у кого-то — работа, у кого-то — что-то другое. Но если все это мешает мне идти за Христом, мешает мне быть Его достойным сыном или Его достойной дочерью, то я должен серьезно подумать над тем, как я должен распорядится всем тем, что я имею в этой жизни.
Еще один весьма важный момент, на который мы должны обратить свое внимание. Первая заповедь Блаженств — это уже новозаветные заповеди — гласит: «Блаженные нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5,3). Так вот для кого Царство Небесное! Что же такое нищета духовная? Это глубочайшее осознание того, что я в этой жизни ничего своего не имею, все, что есть у меня, все это является даром Божиим. Это все не мое, а Божье, и поэтому всем этим я должен распоряжаться так, как распорядился бы этим мой Господь. Мы знаем, что Бог есть любовь, а значит, и в нашей жизни на первом месте должна быть любовь. Мы должны уяснить одну истину, которую, к сожалению, многие из нас никак не хотят понять. Царство Небесное откроет свои двери, прежде всего, не тем, кто исполнял правила, а тем, кто стяжал любовь в своем сердце. Это очень важно осознать и понять каждому из нас, потому что не формальным, внешним исполнением заповедей для нас будет открыто Царствие Небесное, а тем, сможем ли мы стяжать в своем сердце любовь. Если бы мы до конца осознали это, то мы бы жили совершенно иначе, потому что, чего греха таить, к нашему общему стыду, многие из нас, может быть, и знают заповеди, но при всем этом, как мы живем? Сколько злобы, ненависти, вражды, зависти в нашей жизни! А все это, поверьте, братья и сестры, в Царствие Божие не войдет. И если мы живем с этими пороками здесь, на земле, то и для нас Царство Божие будет закрыто.
И еще один урок, который также с пользой мы должны извлечь из сегодняшнего евангельского повествования. Спрашивать и задавать вопросы, конечно, необходимо. Но я хочу вот о чем сказать: как осторожно и продуманно мы должны задавать вопросы. Посмотрите на человека, который задает вопрос Христу Спасителю. Он задал вопрос — Христос ответил, а он ушел опечаленным. И в нашей жизни мы так же, конечно, не Бога, но — священника спрашиваем. Приходим к нему и говорим: «Батюшка, как мне поступить?» И чаще всего мы к ответу на этот вопрос бываем совершенно не готовы. А иногда мы бы хотели услышать от священника то, что нашему сердцу мило. Но если священник, отвечая на вопрос, говорит совершенно иное, тогда и я могу точно так же, как этот законник, отойти от священника «опечаленным». При этом мы забываем, что иногда священник говорит не от себя, а от Бога, так как он облечен благодатной властью, которую дал ему Господь в Таинстве священства.
Знайте, что не богатство, как и не бедность дают или не дают возможность человеку войти в Царство Небесное. Мы знаем из Священной истории, что многие и многие очень богатые люди вошли в Царствие Небесное, и среди них — Авраам, на лоне которого пребывают все праведники. И также знаем, что многие богатые и не вошли в Царство Небесное, и среди них первый — тот богач, который также упоминается Христом в притче о богаче и Лазаре, и тот неразумный богач, который говорил самому себе: «Вот собрал богатый урожай, что мне делать? Сломаю житницы мои и построю большие… и скажу душе моей: «ешь, пей и веселись»» (Лк. 12,17-19). Мы знаем, что и многие бедные, и среди них — тот же Лазарь, вошли в Царство Небесное. И мы знаем, что и бедные были отринуты из Царствия Небесного, и среди них — бывший ученик Христа Иуда Искариотский, который все оставил, ничего не имел своего, был бедным человеком, а не вошел в Царство Небесное. Оказывается, не богатство затворяет пред человеком двери Царствия Небесного, как и не бедность отверзает эти двери, а наше отношение и к богатству, и к бедности. Здесь я еще раз обращаю ваше внимание на те очень важные слова, которые произносит Христос, обращаясь к каждому из нас: «Следуй за Мною». Все мы, без исключения, должны следовать за Христом в нашей жизни. Дай Бог, братья и сестры, чтобы все, чему учит нас сегодня Святая Церковь, послужило не только в назидание, но и, что самое главное, для спасения каждого из нас. Дай Бог, чтобы каждый, услышав этот призыв Христа: «Следуй за Мною», оставил, по возможности, все земное и шел за Христом, невзирая на те многие трудности, которые, конечно, будут встречаться на нашем пути.
Напомню вам житие преподобного Антония Великого. Однажды, придя в храм, за Божественной литургией он услышал слова Христа Спасителя: «Продай имение твое, и раздай нищим, и следуй за Мною». Он в точности исполнил эти слова Христовы: выйдя из храма, он не возвратился в свой дом, а он удалился в пустыню, в которой прожил всю свою жизнь, служа Христу и людям, которые приходили к нему за советом и благословением. Конечно, братья и сестры, я прекрасно понимаю, что все мы, живущие в миру, не можем поступить так, как поступил преподобный Антоний Великий. Дорасти до его совершенства, конечно, никто из нас не способен, но при всем этом, я еще раз хочу напомнить те слова, которые обращены не только к преподобному Антонию, а обращены и к каждому из нас. Господь говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48). Аминь.
28.01.2024