Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

     26 января, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Филарет при сослужении иеромонаха Иоанникия. За ранней Литургией молились 63 человека, 21 человек причастился Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил иеромонах Харалампий при сослужении иеромонаха Нифонта и иеродиакона Феодора. За поздней Литургией молились 99 человек, 29 из которых причастились Святых Христовых Таин. После поздней Литургии иеромонах Иоанникий совершил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил иеромонах Харалампий. За бдением молилось 45 человек.

     ФОТО


    Апостольское чтение Недели по Богоявлении
     Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7-13:
      
      

     7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

     8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

     9А "восшел" что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

     10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

     11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

     12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

     13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

         Воскресное Апостольское чтение Недели 31-ой по Пятидесятнице
         1 Тим., 280 зач. (от полу́), I, 15-17:

   15Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

   16Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.  

   17Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

    
        Евангельское чтение Недели по Богоявлении 
        Мф., 8 зач., IV, 12-17:
     

     12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

     13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

    14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

     15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

     16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

     17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

       Воскресное Евангельское чтение Недели 31-ой по Пятидесятнице
      Лк., 93 зач., XVIII, 35-43:

  35Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

  36и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

  37Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

  38Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

   39Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

  40Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: 

  41чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

  42Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

  43И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.


Святой праведный Иоанн Кронштадский. 
Слово в неделю по Просвещении (Богоявлении)

     Нынешний воскресный день называется неделею по Просвещении, или недельным днем, в который не должно заниматься обычными житейскими делами мирскими, земными, а делать дела спасения души своей, — по Просвещении, т. е. по Крещении, которое и прежде и ныне называлось и называется Просвещением, потому что чрез Крещение подается от Бога духовный свет душам нашим, свет богопознания и благочестия, знаком чего служат  доселе светильники или восковые свечи при купели возжигаемые, а также зажженные свечи в руках  восприемника и восприемницы.

     Свет этот духовный, нетленный, вечный, сообщаемый душам нашим — есть Сам Христос Бог наш, Свет истинный, просвещающий всякого человека приходящего в мир; тьма же духовная — есть грех, или виновник  и начальник греха князь тьмы, диавол, омрачающий и прельщающий человеческий род грехом, научающий всякому греху и влекущий человека в вечную погибель.

     Сообразно такому значению нынешняго воскреснаго дня, читается и Евангелие за обедней о пришествии Иисуса Христа из города Назарета, где Он  жил  и был воспитан, — в языческую Галилею, к людям, седящим во тьме в стране и тени смертней, и о просвещении их, как предсказал пророк Исаия за 700 лет до пришествия Христа на землю, говоря: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ седящий во тьме, увидел свет великий, и седящим в стране и тени смертной возсиял свет (Матф. 4, 15-16; Ис. 9, 1-2). А так как просвещение духовное совершается чрез  искреннее покаяние во грехах, которые — настоящая тьма, тьма вечная и мука вечная, — то Господь, поселившийся в этой стране тьмы и тени смертной, начал  проповедовать и говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Матф. 4, 17).

     Итак, истинное покаяние прогоняет  греховную тьму, грех и виновника греха диавола, живущего и царствующего в сердцах грешников, и водворяет в сердце верующего и покаявшегося Царство Небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, царство Христово.

     Вот содержание и смысл нынешнего Евангелия; в нем говорится о духовном просвещении нашем, о покаянии во грехах, о близости к нам теперь, с пришествием Христа Бога на землю, — Царства Небесного, царства благодати, которое есть Церковь Его, это благодатное на земле царство, — в котором подаются нам вся Божественныя силы к животу и благочестию (2 Петр. 1, 3): потому и слово сегодня должно быть о просвещении христианском. — Все ли мы просвещенные христиане? Все ли живем во всегдашнем, искреннем покаянии, как всегдашние грешники, повинные суду Божию, или прилагаем грехи ко грехам? стараемся ли усердно делать дела благие, для коих мы и созданы; или мы осуетились, измельчали и гоняемся за мечтами своего сердца?

     Эти вопросы я задал себе и вам — для того, чтобы показать, что истинное христианское просвещение состоит в познании себя или того: кто — мы, и для чего — мы? чем мы были в начале, когда сотворены Богом; чем мы стали по учинении греха, и чем непременно быть должны; далее, истинное христианское просвещение состоит в искреннем, деятельном, а не пустом, формальном, фальшивом покаянии, отбываемом многими из нас всякий год в указанные дни и несопровождаемом в последствии плодами покаяния — исправною жизнию, делами правды, милости, воздержания, чистоты и святости, ревностным стремлением к совершенству христианскому, по писанию: будьте вы совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Матф. 5, 48), — далее, для того, чтобы показать — что истинное, христианское просвещение состоит не в грамотности только, или изучении разных наук, касающихся до земли и того что на земле, или до неба и небесной механики, — и даже не в изучении собственно христианской науки богопознания, — потому что можно быть и грамотным и богословом и не иметь в душе истинного просвещения, можно даже быть, как и бывает на деле, человеком совершенно омраченным тьмою страстей; а оно, т. е. христианское просвещение состоит в просвещении сердечных очей светом Евангелия Христова, в удалении с помощию благодати Христовой чрез покаяние и молитву от всякой тьмы страстей, в удалении от себя лукавства, неверия, самолюбия, самомнения, злобы, гордости, гнева, ненависти, зависти, осуждения других, жестокосердия и корыстолюбия, в удалении от праздности и суетности, или от пагубнаго искусства коротать и убивать время, например в картежной игре и разных зрелищах в роде театров и цирков; от неправды и лихоимства, — от нечистой прелюбодейной жизни, от чтения пустых книг, может быть заключающих в себе искусную хитроумную ткань и игру слов и искусство владения языком, но в существе своем не заключающих в себе никакого назидания и оставляющих только сожаление о потраченном на них времени.

     Итак христианское просвещение, возлюбленные братия и сестры, состоит в искренней вере во Христа, в познании себя, в нелицемерном покаянии и удалении от зла и во всегдашнем стремлении к христианской добродетели и совершенству ради вечного блаженства в Боге и с Богом.

     Если ты познал, что ты персть и прах, что ты смрад греха, что ты грешник, всегда достойный Божиего наказания; если ты незлобив и простосердечен, кроток, смирен сердцем, мирен и миролюбив, терпелив и самоотвержен, любишь правду, стоишь за нее и презираешь неправду; если ты искренно доброжелателен, милостив и сострадателен  ; если ты воздержен, чистосердечен, уважаешь чистоту и непорочность, ненавидишь праздность и праздные забавы, а день и ночь поучаешься в исполнении Евангелия, — этой премудрой, животворной, праведной, вечной науки наук; то ты обладаешь нетленным христианским, а не призрачным мирским, исчезающим, подобно метеору, просвещением, и ты недалеко от царствия Божия, — или Царствие Божие уже внутрь тебе есть (Лук. 17, 21); с чем дай Бог нам и поздравить себя некогда. Аминь. 


26.01.2025