Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы

     31 апреля, в Неделю вторую Великого поста, память святителя Григория Паламы, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Филарет. За ранней Литургией молилось 85 человек, 42 человека причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил Наместник обители игумен Макарий, при сослужении иеродиаконов Иоанникия и Феодора. За поздней Литургией молилось 109 человек, 62 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании литургии иеромонах Харлампий отслужил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил иеромонах Харлампий. За бдением молилось 59 человек.

     ФОТО


     Воскресное Апостольское чтение Недели 2-й Великого поста,
     Евр., 304 зач., I, 10 - II:

    10И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;

     11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

     12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

     13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

     14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

     ГЛАВА 2.

     1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

     2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

     3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

     Воскресное Евангельское чтение Недели 2-й Великого поста,
     Мк., 7 зач., II, 1-12: 

     1Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

     2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

     3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

     4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

     5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

     6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

     7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

     8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

     9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

     10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

     11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

     12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.


Святитель Феофан Затворник

Самые главные приемы, чтоб обеспечить за нами успех борения 

     В Святом Крещении мы возрождаемся для новой жизни, становимся «новою тварью» (2Кор. 5, 17), созданною о «Христе Иисусе на дела благие... да в них ходим» (Еф. 2, 10), так что рожденный сим образом от Бога «греха не творит»(1Ин. 3, 9), пока он пребывает в своем чине и действует по началам нового рождения. Выступая из сего чина, падаем мы и опять творим грех. Но вот приносим Покаяние, исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Тайн – и снова приемлемся в первый чин и в первые преимущества, даруемые приемлющим новое рождение во Святом Крещении. Следовало бы теперь ожидать, что к нам снова должно быть приложимо апостольское слово: «рожденный от Бога греха не творит» (1Ин.3, 9).

     И вот, однако ж, и в себе, и в других мы видим царствующим грех, даже в дни сии освящающие, даже после святого говения и строгих обетов наших. Что же это? Обетование ли Божие стало не неложно? Или благодать Божия обессилела? Нет. И «елика... обетования Божия, в Том ей и в Том аминь»(2Кор.1, 20), и в ком благодать, тот «вся» может «о укрепляющем его Господе»(Флп.4, 13). Причина сему горестному явлению не вне нас, а в нас самих: в том, что мы с своей стороны не употребляем обязательных для нас усилий и не пользуемся, как должно, указанными нам средствами. Виновен ли врач в безуспешности лечения, когда больной не слушает его указаний и не употребляет прописываемых ему лекарств? Господь обетовал подавать силы и подает. Но с нашей стороны должно быть противление греху и борьба с ним. Кто не борется с грехом, тот не одолевает его, кто не одолевает, падает и пребывает в грехе. Напротив, кто противится греху, тому всегда готова помощь благодатная, коею укрепляемый хотя не без труда, но всегда может уклониться от зла и сотворить благо.

     Итак, главное дело с нашей стороны есть борьба со грехом. Борись, не поддавайся и одолеешь. И не будет греха в тебе. Если и другие так же станут действовать, то и в них его не будет. И будет повсюду светлое царство святости и правды.

     Борющемуся надобно иметь оружия и уметь употреблять их, или знать, как воевать. В другой раз я изображал вам всеоружие христианское и выяснял необходимость облечься в него. Припомните сии оружия. Это суть: пост, уединение, бдение, хранение чувств, поклоны, хождение в церковь, чтение слова Божия и отеческих писаний, всестороннее послушание, трезвенное внимание к себе, молитва, вера. Вы видели, как они вытекают из природы нашей и из свойства самой брани. И стало, можете быть уверены, что все они существенно необходимы в деле нашего воинствования против греха.

     Но положим, что кто-либо вооружился всеми ими: все ли он сделал? Нет. Надобно еще действовать ими, и действовать не как попало, а целесообразно. Не берусь вам изобразить всё, как ведется духовная брань. Это предмет очень обширный. Укажу только самые главные приемы, которых, однако ж, достаточно, чтоб обеспечить за вами успех борения.

     Первое. Не задумывайте вы поднимать войну против всего полчища страстей, а вооружайтесь всякий раз против той страсти, которая воюет на вас. Воюет гордость, боритесь с гордостью, воюет гнев, боритесь с гневом, одолевает зависть, боритесь с завистью. Какой враг пред лицом, того и борите, на того и устремляйте все свои воинские силы и все внимание. То вражеская уловка, что он отвлекает силы наши в другую сторону, а не на то, где опасность.

     Второе. Поспешите отделить себя от врага и противопоставить себя ему, а его себе. В духовной брани не то, что в чувственной. В чувственной враг идет прямо в лицо и виден. А в духовной брани и враг, и мы – в той же душе и в том же сердце, и вся беда у нас большею частью оттого, что мы не умеем различить врага от себя и разъединиться с ним. Думаем, что страстное движение, нас тревожащее, это мы, наша природа, естественное требование, которому удовлетворить должно, тогда как она – не мы, не потребность природы, а враг наш, пришлый отовсюду. Это заблуждение есть источник всех наших грехопадений и неправых дел. Если б успевали мы на первых порах отделять страсть от себя, как нечто пришлое, вражеское, то не удовлетворять бы ей склонялись, а воодушевлялись ненавистью и противлением.

     Третье. Отделив беспокоющую нас страсть от себя и сознав ее врагом, начинайте воевать против нее, бороть ее, перебирая одно оружие за другим, пока не убежит и не скроется от нас, или пока не успокоится душа. Поститесь, молитесь, читайте, размышляйте, с духовным отцом говорите, в церковь ходите, дома поклоны кладите. Словом, все употребите, что полагаете пригодным, чтоб одолеть врага. Иногда страсть скоро скрывается, иногда долго борет. Наше дело не ослабевать, а мужественно терпеть в подъятии воевательных подвигов, пока и следа вражеского не останется на земле души нашей.

     Четвертое. Враг прогнан, страсть погашена, душа успокоилась. Никогда не думайте, что вы поразили сию страсть насмерть. Нет. Она только устранилась на время, не имея возможности противостоять напору сил ваших. Но, как только случай, тотчас опять восстанет и начнет бороть. Вы одолели страсть только в одном случае, но таких случаев она найдет тысячи и снова начнет бороть и вызывать на брань. Притом одна страсть устранится – другая выступит, и арена наша никогда не бывает пуста и праздна. Это значит, что христианину никогда не должно слагать с себя всеоружия своего, а быть в нем и день, и ночь. Он есть воин несменный, который всегда должен быть готов на брань. В сем «терпение»(Откр 13, 10). «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21, 19), ибо только «претерпевый... до конца, той спасен будет» (Мк.13, 13).

     Вот и вся программа брани! Сознав врагом свою страсть, сейчас тебя борющую, поражай ее оружиями своими, употребляя одно за другим, пока прогонишь. Прогнал? Стой и смотри, ожидая нападения той же или другой страсти. И когда нападает, сделай с нею то же, что делал с первою. Так всякий день, всякий час и всякую минуту.

     Спросите: «Когда же конец?» На деле уже всякий сам увидит, когда настанет конец брани именно для него. Когда кончится брань, тогда ей и конец будет, наперед же это определить никто не может. Наперед можно сказать только то, что чем кто бодреннее будет бороться, не поддаваясь ни одному страстному влечению, тем скорее начнут ослабевать страсти, и по мере того, как длиться будет сия неуступчивая брань, мир и тишина начнут водворяться в душе. Есть же надежда, что душа придет наконец в такое мирное устроение, в котором, как в полночной тишине, царствовать будет глубокое молчание – знак, что враги далеко прогнаны или все положены на месте. Тогда душа внутренне будет праздновать непрестающую субботу, вопия: «Проидохом сквозь огнь и воду, и извел ны ecи в покой!» (Пс.65, 12).

     Милостивый Господь, Началовождь наш, да поможет всем вам, труженики в брани, достигнуть сего великого блага! Аминь.

     Источник: Сборник проповедей во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели святителя Феофана Затворника «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни».


31.03.2024
Календарь 2024