Объяснение стихир праздника Рождества Христова

     В преддверии праздника Рождества Христова мы публикуем текст стихир праздника с параллельным переводом на русский язык, выполненным в начале XX века выдающимся отечественным литургистом Михаилом Скабаллановичем. Надеемся, что это поможет лучшему осознанию значения празднуемого события и того смыла, который вкладывает в него Церковь в своем богослужении. Ведь богослужение, как говорил митрополит Вениамин (Федченков), "является голосом Церкви".

Вечерня

Стихиры на "Господи воззвах",  глас 2-й 

Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: / средостение градежа разрушися, / пламенное oружие плещи дает, / и Херувим отступает от древа жизни, / и аз райския пищи причащаюся, / от негоже произгнан бых преслушания ради; / неизменный бо образ Oтечь, / образ присносущия Eго, / зрак раба приемлет, / от Неискусобрачныя Матере прошед, / не преложение претерпев, / eже бо бе пребысть, Бог Сый истинен, / и eже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. / Тому возопиим: / рождейся от Девы Боже, помилуй нас. (Дважды)  Придите, возрадуемся Господу, поведая настоящую тайну: Разделяющая, стена разрушена, огненный меч убегает, Херувимы отступают от древа жизни. И я опять получаю пищу из рая, Из котораго был некогда изгнан за непослушание (см. Быт. 3:24). Ибо неизменный образ Отца, Начертание Его вечности, Принимает вид раба. Произойдя из безбрачной Матери, Не подвергшись изменению, Так как Он, чем был, тем и остался, Будучи Богом истинным; И, чем не был, то воспринял, Став человеком по человеколюбию, Ему воскликнем: Рожденный от Девы Боже, помилуй нас.

Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, / просветишася всячeская: / пастырeм бо свиряющим и волхвом покланяющимся, / Ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, / яко Бог во плоти явися, / Спас душ наших.(Дважды)

С рождением Господа Иисуса от святой Девы Просветилось все. Но когда пастыри играют на свирели, Волхвы поклоняются, Ангелы воспевают, Ирод волнуется, Что Бог явился во плоти, Спаситель душ наших.

Царство Твое, Христе Боже, / Царство всех веков, / и Владычество Твое во всяком роде и роде, / воплотивыйся от Духа Святаго / и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся, / свет нам возсия, Христе Боже, / Твое пришествие; / Свет от Света, Oтчее сияние, / всю тварь просветил eси, / всякое дыхание хвалит Тя. / Образ славы Oтчия, / Сый, и прежде Сый, / и возсиявый от Девы, Боже, помилуй нас. (Дважды)

Царство Твое, Христе Боже, Царство всех веков И владычество Твое Во всяком роде и роде (см. Пс. 144: 13), Восплотившийся от Духа Св. И от Св. Девы вочеловечившийся. Свет нам возсияло, Христе Боже, Твое пришествие, Отоблеск Отца. Все творение Ты просветил, Всякое дыхание славив Тебя, Начертание славы Отца, Сущий и предсуществующий. И возсиявший от Девы, Боже, Помилуй нас.

Что Тебе принесем, Христе, / яко явился eси на земли / яко Человек нас ради? / Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: / Ангели – пение; небеса – звезду; / волсви – дары; пастырие – чудо; / земля – вертеп; пустыня – ясли; / мы же – Матерь Деву. / Иже прежде век, Боже, помилуй нас

Что принести Тебе, Христе, За то, что Ты явился на земле, как человек для нас. Каждое из бывших Тобою творений Приносит Тебе благодарность: Ангелы – песнь, Небо – звезду, Волхвы – дары, Пастыри – удивление, Земля – пещеру, Пустыня – ясли, Мы же Мать Деву. Предвечный Боже, Помилуй нас.

Слава и ныне, глас тойже. Кассиино

Августу eдиноначальствующу на земли, / многоначалие человеков преста; / и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, / многобожие идолов упразднися, / под eдинем царством мирским гради быша, / и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. / Написашася людие повелением кесаревым, / написахомся, вернии, Именем Божества, / Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. / Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе

С единовластительством Августа на земле Прекратилось многоначалие у людей. С вочеловечением Твоим от Чистой Упразднилось многобожие идолов. Одному царству мирскому Подчинились государства, И в одно владычество Божества Племена уверовали. Переписаны народы Указом кесаря, Написаны мы, верные, Именем Божества, Именем Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Всенощное бдение

Стихиры на литии, глас 1-й

Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, / Ангели и человецы духовно да торжествуют, / яко Бог во плоти явися / сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы; / вертеп и ясли прияша Того; / пастырие чудо проповедуют; / волсви от восток в Вифлеем дары приносят. / Мы же хвалу недостойными устнами ангельски Тому принесем: / слава в Вышних Богу, и на земли мир, / прииде бо Чаяние языков, / пришед, спасе нас от работы вражия.

Небо и земля сегодня да возвеселятся (веселием) пророков; ангелы и люди да торжествуют духовн, так как родившийся от Девы Бог во плоти явил себя погруженным во тьму и тень. Приютили его пещера и ясли. Вестниками чуда выступают пастухи. В Вифлеем приносят дары волхвы Востока. Мы же хвалу хотим принести устами недостойными словами ангелов: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Ибо пришло ожидание народов и придя Христос спас нас от рабства врагу.

Небо и земля днесь совокупишася, / рождшуся Христу. / Днесь Бог на землю прииде, / и человек на Небеса взыде. / Днесь видимь eсть плотию, / eстеством невидимый, человека ради. / Сего ради и мы, славословяще, возопиим Eму: / Слава в Вышних Богу, и на земли мир, / дарова бо пришествие Твое, / Спасе наш, слава Тебе.

Небо и земля сегодня стали одно, так как родился Христос. Сегодня на землю пришел Бог, а человек взошел на небеса. Сегодня Невидимый по природе чрез человека доступен созерцанию. Потому мы, славословя Его, и воскликнем: «Слава в вышних Богу мир на земле». Ибо пришествие Твое, Спаситель наш, полно даров. Слава Тебе.

Слава в Вышних Богу, / в Вифлееме слышу от Безплотных днесь, / на земли мир благоволившему быти. / Ныне Дева Небес ширши: / возсия бо свет омрачeнным / и смирeнныя возвыси, ангельски поющия: / слава в Вышних Богу.

В Вифлееме сегодня слышу от бестелесных: «Слава в вышних Богу, благоволившему, чтобы на земле был мир». Ныне Дева шире, чем самое небо: ибо (от нея) возсиял Свет даже, для совершенно омраченных и возвысил униженных, поющих по ангельски: Слава в вышних Богу.

По образу и по подобию, истлевша преступлением / видев, Иисус, приклонив Небеса, сниде / и вселися во утробу девственную неизменно, / да в ней истлевшаго Адама обновит, зовуща: / слава явлению Твоему, Избавителю мой и Боже.

Иисус, видев, что (созданный) по образу и по подобию, вследствие преступления, истлел, приклонив небеса, сошел и вселился, не потерпев изменения, в утробу девственную, чтобы в ней обновить истлевшаго Адама, восклицающаго: слава явлению твоему, Избавитель мой и Бог!

Слава, глас 5-йВолсви, персидстии царие, / познавше яве на земли рождшагося Царя Небеснаго, / от светлыя звезды водими, / достигоша в Вифлеем, дары носяще избранныя, / злато, и ливан, и смирну, / и, падше, поклонишася: / видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго.

Волхвы, персидские цари, направляемые яркою звездою и ясно убедившись в рождении на земле Царя небеснаго, дошли до Вифлеема, имея для поднесения нарочито отобранные дары: золото, ладон и мирру. И, пав ниц, они поклонились. Ибо видели они лежащим в пещере, как младенца, Безвременнаго.

И ныне, глас 6-й: Ликуют Ангели вси на Небеси, / и радуются человецы днесь, / играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа, / яко всякая лесть идольская преста, / и царствует Христос во веки.

Сегодня ликуют ангелы на небе и радуются люди на земле. Вся, словом, тварь в праздничном движении, по причине рождения в Вифлееме Спасителя Господа. Ибо всякое обольщение идолов прекратилось и царствует уже навеки (отныне) Христос.

Стихиры на стиховне
Глас 2-й: Велие и преславное чудо совершися днесь: / Дева раждает, и утроба не истлевает, / Слово воплощается и Oтца не отлучается, / Ангели с пастырьми славят, / и мы с ними вопием: / слава в Вышних Богу, и на земли мир.

Великое и высшее всяких представлений чудо совершилось сегодня: Дева раждает и утроба не истлевает; Слово воплощается, и не отлучается от Отца. Ангелы славят с пастухами, и мы с ними восклицаем: «Слава в вышних Богу и на земле мир!»

Стих: Из чрева прежде денницы родих Тя: / клятся Господь и не раскается.

Из чрева прежде денницы Я родил тебя. Клялся Господь и не раскается (Пс. 109, 3–4).

Глас 3-й: Днесь раждает Дева Творца всех, / Eдем приносит вертеп, / и звезда показует Христа солнца сущим во тьме; / с дары волсви поклонишася, / верою просвещаеми, / и пастырие видеша чудо, / Ангелом воспевающим и глаголющим: / слава в Вышних Богу.

Сегодня Дева рождает Творца всего; Эдем предлагает пещеру, и звезда указывает погруженным во тьму на Христа, как на Солнце. Просвещаемые в (своих) верованиях волхвы с дарами поклонились, и пастухи увидели чудо – ангелов, поющих и произносящих: «Слава в вышних Богу».

Стих: Рече Господь Господеви моему: / седи одесную Мене.

Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня. (Пс. 109, 1).

Господу Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем, / от восток пришедше, волсви / поклонишася Богу вочеловечшуся / и, сокровища своя усердно отверзше, / дары честныя приношаху: / искушено злато, яко Царю веков; / и ливан, яко Богу всех; / яко тридневному же мертвецу, смирну Безсмертному. / Вси языцы, приидите, поклонимся рождшемуся / спасти души наша.

Когда Господь Иисус родился в Вифлееме Иудейском, волхвы с Востока, придя (туда), поклонились вочеловечившемуся Богу, и, от всей души, открыв сокровищницы свои, поднесли (Ему) драгоценные дары: очищенное золото как вечному царю, ладан как Богу всего; мирру же как (ожидаемому, будущему) тридневному мертвецу и вместе бессмертному. Все народы придите, поклонимся Родившемуся спасти души наши.

Слава, глас 4-й:Веселися, Иерусалиме, / торжествуйте, вси, любящии Сиона: / днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова. / Рай нам отверзеся. / Змий упразднися, / юже бо прельсти первее, / ныне узре Содетелеву бывшу Матерь. / О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! / Яже исходатаивши смерть всей плоти, греховный сосуд / спасения начало бысть миру всему Богородицы ради. / Младенец бо раждается из Нея, Всесовершенный Бог, / и Рождеством девство печатствует, / пленицы греховныя разрешаяй пеленами, / и младенства ради Eвины врачует яже в печалех болезни; / да ликовствует убо вся тварь и да играет, / обновити бо ю прииде Христос и спасти души наша.

Веселись, Иерусалим, и торжествуйте все любящие Сион. Сегодня развязаны долговременныя узы осуждения Адама: рай для нас открыт; змей обезврежен, ибо ныне он (змей) увидал, что та, которую он прежде обманул, стала Материю Создателя. Доставившая смерть всему роду (человеческому), орудие греха, стала началом спасения для всего мира через Богородицу, так как от Неё рождается, (как) младенец, Всесовершенный Бог и рождением своим прикладывает печать Свою к девству. Пеленами развязывающий путы грехов через младенчество свое врачует Евины болезни при родах. Посему, да ликует и придет в радостное движение все творение. Ибо пришел Христос возстановить его и спасти души наши.

И ныне: В вертеп вселился eси, Христе Боже, / ясли Тя восприяша, / пастырие же и волсви поклонишася. / Тогда убо пророческая исполнися проповедь, / и Ангельския силы дивляхуся, вопиюще и глаголюще: / слава схождению Твоему, Eдине Человеколюбче.

Ты, Христос Бог, поселился в пещере; приняли Тебя ясли; пастухи и волхвы Тебе поклонились. Тогда именно, и исполнилась пророческая проповедь, и ангельския силы поражались, восклицая и говоря: слава нисхождению Твоему единственный Человеколюбец.

Стихиры на хвалитех, глас 4-й
Веселитеся, праведнии, / Небеса, радуйтеся, / взыграйте, горы, Христу рождшуся; / Дева седит, Херувимов подобящися, / носящи в недрех Бога Слова воплощенна; / пастырие рожденному дивятся; / волсви Владыце дары приносят, / Ангели, воспевающе, глаголют: / Непостижиме Господи, слава Тебе.

Веселитесь, праведные! Небеса, радуйтесь! Придите в движение, горы – с рождением Христа! Дева сидит, уподобляясь херувимам, нося у груди воплощенное Божие – Слово. Пастухи дивятся Рожденному; волхвы подносят дары Владыке; ангелы воспевая говорят: непостижимый Господь, слава Тебе.

Богородице Дево, рождшая Спаса, / упразднила eси первую клятву Eвину, / яко Мати была eси благоволения Oтча, / носящи в недрех Божие Слово воплощенное. / Не терпит тайна испытания. / Верою eдиною Сию вси славим, / зовуще с Тобою и глаголюще: / Неизреченне Господи, слава Тебе.

Богородица Дева, родившая Спасителя! Ты упразднила первое проклятие Евы, так как была Матерью благоволения Отца, носив у груди воплощенное Слово Божие. Тайна (эта) не допускает изследования; верою только все славим ее, восклицая с Тобою и говоря: неизреченный Господь, слава Тебе.

Приидите, воспоим Матерь Спасову, / по Рождестве паки явльшуюся Деву: / радуйся, граде одушевленный Царя и Бога, / в немже Христос пожив, спасение содела. / С Гавриилом воспоем, / с пастырьми прославим, зовуще: / Богородице, моли из Тебе Воплощеннаго спастися нам.

Придите, воспоем Мать Спасителя, оказавшуюся и после рождения девою: радуйся, одушевленный Город Царя и Бога, поселившись в котором Христос устроил спасение миру. С Гавриилом воспоем, с пастухами прославим, восклицая: Богородица, умоляй Воплощеннаго из Тебя, чтобы спастись нам.

Отец благоизволи, / Слово плоть бысть, / и Дева роди Бога вочеловечшася; / звезда возвещает, волсви покланяются, / пастырие чудятся, и тварь радуется.

Отец благоволил, Слово стало плотию, и Дева родила вочеловечившагося Бога. Звезда указывает, волхвы поклоняются, пастухи дивятся и творение радуется.

Слава, глас 6-й: Егда время eже на землю пришествия Твоего / первое написание вселенней бысть, / тогда восхотел eси человеков написати имена, / верующих Рождеству Твоему. / Сего ради таковое повеление от кесаря возгласися, / вечнаго бо Твоего Царствия безначальное / Рождеством Твоим обновися. / Тем Тебе приносим и мы паче именнаго даннословия / православнаго богатства Богословия, / яко Богу и Спасу душ наших.

Когда (наступило) время Твоего пришествия на землю, была первая перепись вселенной; и Ты тогда восхотел переписать имена людей, верующих Твоему рождеству; потому – то и был объявлен такой указ Кесарем; ибо безначальность вечнаго Твоего царства обновилась рождеством Твоим; посему и мы приносим Тебе (нечто) более имущественной подати – богатство православнаго богословия, как Богу и Спасителю душ наших.

И ныне, глас 2-й: Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы; днесь Безначальный начинается, / и Слово воплощается; / силы Небесныя радуются, / и земля с человеки веселится; / волсви Владыце дары приносят, / пастырие Рожденному дивятся. / Мы же непрестанно вопием: / слава в Вышних Богу, и на земли мир, / в человецех благоволение.

Сегодня Христос рождается в Вифлееме от Девы; сегодня Безначальный начинается и Слово воплощается; небесныя силы радуются и Земля с людьми веселится. Волхвы приносят дары; пастухи дивятся Рожденному. Мы же непрестанно восклицаем: слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение.


05.01.2022
Календарь 2024