Объяснение канона праздника Воздвижения

     Канон на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня принадлежит перу преподобного Космы Маюмского (VIII в.), который составивил каноны на большинство двунадесятых праздников. В каноне св. Космы содержится множество аллюзий на историю Ветхого Завета и историю Церкви, в которой святой находит большое количество прообразов Креста Господня. Все их можно разделить на прообразы формы Креста (для лучшего понимания около них мы поставим букву Ф) и прообразы вещества (т. е. дерево) (буква Д):

     В преддверии праздника Воздвижения мы публикуем текст канона праздника с параллельным переводом на русский язык, выполненным в начале XX века выдающимся отечественным литургистом Михаилом Скабаллановичем. Надеемся, что это поможет лучшему осознанию значения празднуемого события и того смыла, который вкладывает в него Церковь в своем богослужении. Ведь богослужение, как говорил митрополит Вениамин (Федченков), "является голосом Церкви". Праздник Воздвижения празднуется Церковью на протяжении целой недели (отдание будет 4 октября), и на протяжении всего этого времени на утрени каждый день будет читаться канон Воздвижения (чередуясь по дням).

     В каждой из своих песней канон освещает какую-нибудь одну сторону в значении Креста и празднуемого события, причем делает это с исчерпывающей полнотой, начиная с ветхозаветных прообразов рассматриваемой в этой песне стороны Креста. 

Песнь 1-я

     1-я песнь канона изображает крест как знамение и залог победы. Таковым он служил при переходе через Чермное море, где им побежден был фараон (ирмос); таковым явился он в руках Моисея при войне с амаликитнами (1-й тропарь); таковым он был в руках того же Моисея под видом медного змия в его борьбе с гораздо более могущественным духовным врагом человечества «змием – диаволом» (2-й тропарь); наконец, знаменем победы был крест для царя Константина

     Ирмос: Крест начерта́в Моисе́й, впря́мо жезло́м Чермно́е пресече́, Изра́илю пешеходя́щу: то́же обра́тно фарао́нвым колесни́цам уда́рив совокупи́, вопреки́ написа́в нпобеди́мое ору́жие: тем Христу́ пои́м Бо́гу на́шему, я́ко просла́вися.

     (Ф) Моисей жезлом рассек Чермное (море) для шедшего пешком Израиля, начертав (через это) крест вдоль, а ударом поперек соединил то же (море) для Фараоновых колесниц, изобразив (через это) в ширину непобедимое оружие; посему будем петь Христу, Богу нашему, ибо Он прославился*.

*Эта песнь ищет прообразов Креста в Ветхом Завете и первый такой прообраз находит в разделении с помощью жезла Моисеем Чермного моря: вертикальная линия креста нарисована была первоначальным ударом жезла в море для разделения его, а горизонтальная – взмахом того же жезла в море для соединения вод его.

     Образ дре́вле Моисе́й пречи́стыя страсти в себе́ само́м прообрази́, свяще́нных среде́ стоя́; крест же вообрази́в, просте́ртыми побе́ду дла́ньми воздви́же, державу пгуби́в Амали́ка всегуби́теля. Тем Христу́ пои́м Бо́гу нашему, я́ко просла́вися.

     (Ф) Моисей в древности явил на себе образ пречистого страдания: стоя среди освященных*, крестообразно распростертыми руками он воздвиг победное знамение, уничтожив власть Амалика всегубителя; посему будем петь Христу, Богу нашему, ибо Он прославился.

*т. е. священников Аарона и Ора (Исх. 17:10)

     Возложи́ Моисе́й на столпе́ врачевство́, тлетвори́ваго избавление и ядови́таго угрызе́ния; и дре́ву о́бразом креста́ по земли́ пресмыка́ющагося зми́я привяза́, лука́ный в сем обличи́в вред. Тем Христу́ пои́м Бо́гу на́шему, я́ко просла́вися.

     (Д и Ф) Моисей возложил на столпе врачевство от гибельного и ядовитого укуса и привязал к крестообразному дереву змия, пресмыкающегося по земле (см. Числ. 21:8,9), обнаружив в нем коварную вредоносность; посему будем петь Христу, Богу нашему, ибо Он прославился.

     Показа́ не́бо Креста́ побе́ду благоче́стия держа́телю, и царю́ богому́дру, враго́в в не́мже злосе́рдных низлжи́ся свере́пство, лесть же преврати́ся, и ве́ра распросре́ся земны́м конце́м боже́ственная. Тем Христу́ пои́м Бо́гу на́шему, я́ко просла́вися.

     Небо показало обладателю благочестия и царю богомудрому* победное знамение Креста, которым свирепость злобных врагов низложено, обольщение ниспровержено и божественная вера распространена по концам земли; посему будем петь Христу, Богу нашему, ибо Он прославился.

*Константину Великому в битва у Мульвийского моста в 312 году

Песнь 3-я

Если 1-я песнь изображала силу Креста в борьбе с врагами (его, так сказать, внешнее значение), то 3-я песнь изображает его положительную силу,  - его значение для Церкви, т.е. внутреннее значенее.

Расцветши в Церкви, как жезл Ааронов, Крест сообщает ей ее силу и твердость (ирмос); он для Церкви то же, что жезл для Моисея, ударом по камню извлекший из него воду (1-й тропарь), так как при посредстве его истекла из ребра Христова заветная очистительная вода с кровью (2-й тропарь).

     Ирмос: Жезл во о́браз та́йны прие́млется, прозябе́нием бо предразсужда́ет свяще́нника: неплодя́щей же пре́жде Це́ркви, ны́не процвете́ дре́во Креста́, в держа́ву и утвержде́ние.

     (Д) Жезл служит образом тайны (таинства Креста), ибо он прозябением решает спор об избрании священника (Числ. 17:1–9), и для Церкви, прежде бесплодной, ныне процвело древо Креста к ее силе и твердости.

     Яко испусти́ ударя́емь во́ду краесеко́мый, непокри́вым лю́дем и жестосе́рдым, богозва́нныя проявля́ше Це́ркве та́инство, ея́же Крест держа́ва и утвержде́ние.

     (Д) Когда скала от удара источила воду народу непокорному и жестокосердому (иСХ. 17:1-7), она явила таинство богозванной Церкви, которой Крест – сила и утверждение*.

*Как удар жезла извлек из скалы воду, так Крест, опора церкви, извлекает из нее потоки благодатной воды, от питья которой непокорные и черствые сами становятся богозванной церковью.

     Ребро́м пречи́стым копие́м прободе́нным, вода́ с кро́вию истече́, обновля́ющая заве́т и омыва́тельная греха́, ве́рных бо Крест похвала́, и царе́й держа́ва и утвержде́ние.

     Когда пречистые ребра были пронзены копьем, то истекла вода с кровью, обновляющая завет* и омывающая грех, ибо Крест – верных слава и царей сила и утверждение.

*Как Ветхий Завет был заключен через кропление кровью и водой (Исх. 24:8) , так должно было быть и с Новым Заветом (Евр. 9:19). Посему такое значение придает евангелист Иоанн истечению крови и воды из прободенного ребра Христова.

Седален по 3-й песни

     В тебе́, треблаже́нне и жизнода́вче кре́сте, лю́дие учрежда́ющеся спра́зднуют, с невеще́ственными ли́ки, чи́ни архиере́йстии благогове́йно воспева́ют. Мно́жство же мона́шествующих и по́стников покланя́ются, Христа́ же распе́ншагося вси сла́вим.

     В честь тебя, преблаженный податель жизни Крест, народ пиршествено* празднует вместе с невещественными хорами, чины архиерейские благоговейно воспевают тебя, множество же монашествующих и постников кланяется, а Христа распятого все славим.

*Разумеется Евхаристия

Песнь 4-я

Ирмос этой песни заглядывает в первоисточник силы Креста – в то таинство домостроительства Божия (распятие), которое раскрыло нам глаза на все дела Божии и на само Божество. Тропари продолжают раскрывать значение Креста, начатое раскрытием в предыдущих песнях канона. Если 1-я песнь говорила о внешнем могуществе Креста, о силе его в борьбе с врагами, а 3-я песнь говорила о внутреннем его значении для Церкви, то настоящая песнь в своих тропарях изображает значение Креста в деле воздействия христианства на мир, в деле обращения его ко Христу через крещение (1-й и 2-й тропари) и вообще через свидетельство миру о Боге (3-й и 4-й тропари).

     Ирмос: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́, и просла́вих Твое́ Божество́.

     Услышал я, Господи, тайну домостроительства Твоего, уразумел дела Твои и прославил Твое Божество.

     Горькоро́дныя преложи́ дре́вом Моисе́й исто́чники в пусты́ни дре́вле, кресто́м ко благоче́стию языков прояля́я преложе́ние.

     (Д) В древности Моисей деревом изменил горькие по природе источники в пустыне (Исх. 15:23–25)предызобразив обращение крестом язычников к благочестию.

     Глубине́ внедривы́й секу́хцую издаде́ Иорда́н дре́ву, кресто́м и креще́нием, сече́ние ле́сти зна́менуя.

     (Д) Иордан, скрыв во глубине секиру*, возвратил (ее) дереву**знаменуя пресечение заблуждения крестом и крещением.

*так поэтически песнописец называет топор в рассказе о чуде прор. Елисея (4Цар. 6:1–7) 

**Чудо прор. Елисея с упавшим в воду топором представлено так, что брошенное в воду дерево оттого, что оно было прообразом Креста, получило силу извлечь топор.

     Свяще́нно ополча́ются, четвероча́стнии лю́дие преходя́ще о́бразом свиде́тельства ски́нии, крестообра́знми чи́нми прославля́емии.

     (Ф) Священно ополчается четырехчастный народ*, идя перед образной скинией свидения, славясь крестообразным построением*.

*Разделенный на 4 ополчения: в центре находился Ковчег Завета, перед ним, за ним и по бокам от него шли по три колена, таким образом все шествие сверху выглядело крестообразным.

**По книге Числ. 2, во время похода по пустыне колена израильские располагались вокруг скинии, служившей центром войска, так что из рядов войска составлялся, действительно крест. Этот живой крест ходил всюду по земле, к язычникам, проповедуя о силе Бога Израилева, возвещая на земле славу Его (ср. последний тропарь). Вместе с тем, скиния ограждена была священным ополчением от приражения извне всего нечистого и мирского. 

     Чу́дно простира́емь, со́лнечныя лучи́ испуща́ше Крест, и пове́даша небеса́ сла́ву Бо́га на́шего.

     Чудесно распростертый, Крест испускал солнечные лучи, и небеса возвещали славу Бога нашего (см. Пс. 18:2.)*.

*Имеется в виду чудесное явление Креста не небе в правление Императора Констанция (337—361)

Песнь 5-я

Сказав достаточно о значении Креста для земли, пенописец покидает ее и занимается отношением Креста к неземному миру духов святых и падших, небесных и «подземных». Он начинает в ирмосе с отношения ко Кресту падшего верховного духа, «денницы», который, введенный Крестом в заблуждение, окончательно пал. Затем песнописец изображает отношение ко Кресту других высших, уже не падших, духов в лице таинственных охранителей рая (1-й тропарь). Далее следует мир духов низших, причем более внимания уделяется «враждебным» силам (2-й тропарь). Наконец, так как язычество представляется в св. Писании главной сферой действия нечистой силы, то указывается на значение Креста для язычников (3-й тропарь).

     Ирмос: О треблаже́нное дре́во, на не́мже распя́ся Христос, Царь и Госпо́дь, и́мже паде́ дре́вом прельсти́вый тобо́ю прельсти́вся, Бо́гу пригвозди́вшуся пло́тию, подаю́щему мир душа́м нашим.

     О, треблаженное древо, на котором распялся Христос, Царь и Господь, через которое пал обольстивший древом (диавол),* введенный в заблуждение относительно пригвоздившгося на тебе плотью Бога, подающего мир душам нашим.

*райским древом познания добра и зла

     Тебе́, приснопе́тое дре́во, на не́мже простре́ся Христо́с, Еде́м храня́щее обраща́ющееся ору́жие, кре́сте, устыде́ся; стра́шный же Херуви́м уступи́ на тебе́ пргвожде́нному Христу́, подаю́щему мир душа́м нашим.

     Тебя, приснопетое древо, Крест, на котором простерт был Христос, устыдилось вращающееся оружие, охранявшее Эдем (Быт. 3:21), и грозный Херувим отступил перед пригвожденным на тебе Христом, подающим мир душам нашим.

     Подзе́мных си́лы проти́вныя Креста́ страша́тся, нчерта́ема зна́мения на возду́се, по нему́же хо́дят нбе́сных и земноро́дных ро́ди, коле́на прекланя́юще Христу́, подаю́щему мир душа́м нашим.

     Враждебные силы преисподней трепещут знамения креста, начертываемого в воздухе, в котором они вращются (ср. Еф. 2:2.)а род небожителей и земнородных преклоняет колена перед Христом (см. Флп. 2:10), подающим мир душам нашим.

     Заря́ми нетле́нными я́влься боже́ственный Крест, омраченным языком, заблужде́нным в пре́лести, боже́ственный свет облиста́в, усвоя́ет на нем пригвожденному Христу́, подаю́щему мир душа́м на́шим.

     Божественный Крест, явившись в чистых лучах и озарив божественным светом народы, омраченные обольстительным заблуждениемусвояет их пригвожденному на нем Христу, подающему мир душам нашим.

Песнь 6-я

После того, как в предыдущих песнях достаточно и всесторонне изображено нынешнее значение Креста, песнписец хочет исчерпать свой предмет, заглянув вглубь времен. И в настоящей песне он говорит о значении Креста в деле отношения между собой двух заветов – Ветхого и Нового. Основная мысль песни в 1-м тропаре высказывается сначала с ее общей стороны, что Крестом обновлен Ветхий Завет, причем прибавляется, что это сделано через устранение распятием Христовым смертоносной для души болезни. 2-й тропарь говорит о превосходстве Нового Завета над Ветхим и о той особой силе, которую она сообщает человеку через Крест. 

     Ирмос: Во́днаго зве́ря во утро́бе дла́ни Ио́на крестови́дно распросте́р, спаси́тельную страсть прообража́ше я́ве. Тем тридне́вен изше́д, преми́рное воскресе́ние прописа́ше, пло́тию пригвожде́ннаго Христа́ Бо́га, и тридне́вным воскресением мир просве́щшаго.

     (Ф) Иона, крестообразно распростерши руки в утробе морского зверя, ясно прообразовал спасительное страдание; выйдя же оттуда тридневным, предызобразил премирное воскресение Христа Бога, пригвожденного плотию и просветившего мир тридневным восстанием*.

*Не без основания отмечается особая ясность этого прообраза: это один из двух прообразов, на которые указывает сам Христос в Евангелии (другой – медный змий), и притом дважды (Мк. 12:40; Лк.11:29)

     Ста́ростию преклони́вся, и неду́гом отягче́н, испра́вся, Иа́ков ру́це премени́в, де́йствие явля́я жизноно́снаго Креста́: и́бо ве́тхость зако́ннаго сено́внаго писа́ния новписа́, на сем пло́тию пригвозди́выйся Бог, и душегби́тельный неду́г ле́сти отгна́.

     (Ф) Согнутый старостью и удрученный болезнью Иаков выпрямилсякогда переложил руки, показывая действенность Животворящего Креста*; ибо пригвожденный на нем плотию Бог обновил ветхость подобного тени законного писания и удалил душепагубную болезнь заблуждения*.

*Имеется в виду знаменательное обстоятельство при благословении патриархом Иаковом своих внуков Манассии и Ефрема; хотя Иосиф поставил своих сыновей у одра так, что старший Манассия приходился у правой руки деда, а младший Ефрем у левой, но патриарх все же положил правую руку на младшего, а левую на старшего, благодаря чему руки приняли при благословении крестообразное положение; церковная песнь и усматривает в этом прообраз Креста (Быт. 48:2–14).

**Т.е. написал новым способом. По ап. Павлу, распятием своим Христос упразднил писаный закон (Кол. 4:14Еф. 1:15), данный же Им закон написан в сердцах (Евр. 10:16, 8:10Иер. 31:33)

     На ю́ныя возложи́в дла́ни боже́ственный Изра́иль, крестови́дно главы́ явля́ше, я́ко старе́йшая сла́ва законслужи́тели лю́дие. Те́мже подмне́вся та́ко испрельсти́тся, не измени́ жизноно́снаго о́браза: превзы́дут бо лю́дие Христо́вы Бо́жии новоутвержде́ннии вопия́ху, Кресто́м огражда́еми.

     (Ф) Божественный Израилькрестообразно положив рки на юных головах (Манассии и Ефрема - см. Быт. 48:2–14), дал понятьчто (имеющий) честь старшинства – подзаконный народ*поэтому, и заподозренный в данном случае в ошибке, он не изменил живоносного знамения: «превзойдутвоскликнул он, новонасажденые люди Христа Бога, ограждаемые Крестом».

*положив левую руку свою на старшего сына Иосифова Манассию, патриарх Иаков дал понять этим, что имеющий честь старшинства в сравнении с будущими младшими народами Израиль окажется подзаконным народом, рабом закона.

Кондак

     Вознесы́йся на крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же, возвесели́ си́лою Твое́ю благове́рнаго импера́тора на́шго (имя), побе́ды дая́ ему́ на сопоста́ты, посо́бие иму́щу Твое́, ору́жие ми́pa, непобеди́мую победу.

     Вознесшийся добровольно на крест, Христе Боже, подай милости Твои тезоименитому Твоему новому жительствуобрадуй силой Твоей нас, давая победы на неприятелей нам, имеющим пособием Твоим оружие мира, непобедимое знамение победы.

Икос
     Иже до тре́тияго небесе́ восхи́щен бысть в рай, и глго́лы слы́шав неизрече́нныя и боже́ственныя, и́хже не леть язы́ки [челове́ческими] глаго́лати, что гала́том пи́шет, я́ко рачи́телие писа́ний прочто́сте и позна́сте, мне, глаго́лет, хвали́тися да не бу́дет, то́кмо во еди́ном Кресте́ Госпо́дни, на не́мже страда́в уби́ стра́сти. Того́ у́бо и мы изве́стно де́ржим, Крест Госпо́день, хвалу́ вси: есть бо нам спаси́тельное сие́ дре́во, ору́жие ми́pa, непобди́мая побе́да.

     Восхищенный до третьего неба и слышавший неизреченные и божественные слова (т.е. Апостол Павел)которые нельзя пересказать языками человеческими (см. 2 Кор. 12:2-4), – что, пишет он галатам, как прочли и узнали вы, любители Писаний, я не желаю, говорит он, хвалиться (ничем), разве только одним Крестом Господним, на котором Он, пострадав, убил страсти (см. Гал. 6:14). Этот-то Крест Господень и мы все твердо будем содержать в качестве похвалы; ибо для нас это спасительное древо – оружие мира, непобедимое знамение победы.

Песнь 7

Изображая значение Креста в прошлых судьбах человечества, подобно 6-й песне, эта песнь заглядывает в еще большую глубь истории и указывает, что сделал Крест для самого первородного греха. Это изображение ставится в невидимую, едва заметную связь с мученическим подвигом трех отроков в вавилонской ночи, о чем должен говорить всякий ирмос 7-й песни.

В этом подвиге настоящий ирмос отмечает особую стойкость св. отроков в борьбе с безрассудным, поколебавшим народ повелением тирана, стойкость, награжденную спасением из огня, из недр самой смерти. Не обнаружил такой стойкости «первый в человецех» и этим осудил на тление, на смерть весь род человеческий, избавленный только Крестом (1-й тропарь). В преступлении Адама важнее всего было преслушание, разрушавшее повеление Божие, посягавшее на царственное вседержительство Божие; признание этого последнего, как показал пример благоразумного разбойника, возвращает потерянное Адамом дерево жизни (2-й тропарь). Крест, это победное знамение царей, и восстановит это царствование Бога на земле, как то провидел уже родоначальник теократического народа, восстановит, обратив в ничто все прежние попытки поколебать Царство Божие (такие, как шаткость и преслушание Адамовы, как посягательство на это Царство земных тиранов, подобных Навуходоносору).

     Ирмос: Безу́мное веле́ние мучи́теля злочести́ваго лю́ди поклеба́, ды́шущее преще́ние и злохуле́ние богоме́рзкое: оба́че три о́троки не устраши́ я́рость зве́рская, ни огнь снеда́яй, но противоды́шущу росоно́сному Ду́ху, со огне́м су́ще поя́ху: Препе́тый отце́в и нас Бо́же, благослве́н еси́.

     Безумное веление нечестивого властителя (Навохудоносора), дышащее угрозой и мерзкой хулой, смутило народ; однако трех отроков не устрашили ни зверская ярость, ни истребительный огонь, но, находясь в пламени, при веянии против него росоносного духа, они пели: благословен Ты, препрславленный отцов и наш Боже (см. Дан. 3).

     От дре́ва вкуси́в пе́рвый в челове́цех, в тле́ние всели́ся: отвержением бо жи́зни безче́стнейшим осуди́вся, всему́ ро́ду телотле́нен не́кий, я́ко вред неду́га преподаде́: но оре́тше земноро́днии воззва́ние кре́стным дре́вом, зове́м: препе́тый отце́в и нас, Бо́же, благословен еси́.

     Первый из людей, вкусив от дерева (см. Быт. 3), впал в тление, и, осужденный на бесславнейшее лишение жизни, как некоторая телесная порча, сообщил болезнь всему роду; но мы, земнродные, обретя воззвание* через древо Креста, будем восклицать: благословен Ты, препрославленный отцов и наш Боже.

*Т.е. возвращение к Богу

     Разруши́ повеление Бо́жие преслуша́ние, и дре́во прнесе́ смерть челове́ком, е́же неблаговре́менно прча́стно бы́вшее; во утвержде́ние же зело́ честна́го отту́ду жи́зни дре́во возбраня́емо бе, е́же разбо́йнику злуме́ршу отве́рзе, благоразу́мно зову́щу: препе́тый отце́в и нас, Бо́же, благослове́н еси́.

     Нарушило непослушание заповедь Божию и древо (познания добра и зла) через неблаговременное вкушение принесло людям смерть; потому для безопасности весьма ценного древа жизни оно было воспрещено (Быт. 3:22-24)но его открыл Препрославленный (Господь) казненному рабойнику, благоразумно восклицавшему: благословен Ты, отцов и наш Боже.

     Жезла́ объе́млет край Ио́сифова, бу́дущая зря Ира́иль, ца́рствия держа́вное, я́ко возыму́ществит прсла́вный Крест, проявля́я: сей бо победоно́сная похвала́ и свет ве́рою зову́щим: препе́тый отце́в и нас, Бо́же, блгослове́н еси́.

     (Д) Израиль, созерцающий будущее, обнимает верх жезла Иосифова (см. Быт. 47: 31), предзнаменуякак преславный Крест возмеет силу царства; ибо он есть победная похвала царей и свет для восклицающих с верой: благословен Ты, Препрославленный отцов и наш Боже.

Песнь 8-я

Теперь песнописец в виду близкого окончания своих песен, хочет заняться самим праздником, его процессом. Участие в наших праздничных песнях приглашаются принять и три св. отрока из вавилонской печи, своим восхвалением Св. Троицы за то, за что могли они восхвалять Ее. К восхвалению же праздника и чествованию Креста призываются прежде всего ангелы и люди вообще (1-й тропарь), что ангелы могут сделать воспеванием, а люди – и поклонением Кресту; затем к празднованию призываются в особенности освященные лица, которым в чествовании события принадлежит главное – само воздвижение на виду для всех святых Креста и копья (2-й тропарь); не менее близкое участие в празднике должны принять и христианские цари; это в особенности их праздник, как обещающий им первую цель их служение – победы (3-й тропарь).

     Ирмос: Благослови́те о́троцы, Тро́ицы равночи́сленнии, Соде́теля Отца́ Бо́га, по́йте снизше́дшее Сло́во и огнь в ро́су претво́ршее, и превозноси́те всем жизнь Подва́ющаго Ду́ха Всесвята́го во ве́ки.

     Отроки, равночисленные Троице! Благословите Бога Отца Создателя воспойте Слово, снизошедшее и претворившее огонь в росу (см. Дан. 3:49-50), и превозносите подающего всем жизнь Духа Всесвятого во веки.

     Воздвиза́ему дре́ву, окропле́ну кро́вию вопло́щшагося Сло́ва Бо́га, по́и́те небе́сныя си́лы; земны́х воззва́ние, пра́зднующе лю́дие, поклони́теся Христо́ву Кресту́, и́мже ми́ру воста́ние во ве́ки.

     При воздвижении древа, окропленного кровью воплотившегося Слова Бога, пойте, небесные силы, празднуя воззвание земных; люди, поклоняйтесь Кресту Христову, через который восстание мира во веки.

     Земноро́днии дла́нми, строи́телие благода́ти Крест, на не́мже стоя́ше Христо́с Бог, возноси́те священнле́пно и копие́, Бо́жия Сло́ва те́ло пробо́дшее, да ви́дят язы́цы вси спасе́ние Бо́жие, сла́вяще Его́ во ве́ки.

     Земные строители благодати, прилично святости воздвигайте руками Крест, на котором стоял Христос Бог, и копье, пронзившее тело Бога Слова*; да видят все народы спасение Божие, прославляя (Его) во веки.

*По преданию, вместе с Крестом было найдено и копье, которым Христос был пронзен, в VII в оно было принесено в Константинополь и в св Софии ему совершалось торжественное поклонение в Великую Пятницу.

     Боже́ственным судо́м предызбра́ннии весели́теся, христиа́нстии ве́рнии лю́дие, хвали́теся победоно́сным ору́жием, прие́мше от Бо́га Крест Честны́й: в сем бо коле́на бра́ней де́рзости и́щуще, разсыпа́ются во ве́ки.

     Веселитесьпредызбранные божественным решением верные цари христианские; получив от Бога Честной Крест, хвалитесь этим победоносным оружием, ибо им племена (варварские) ищущие дерзости войн, рассеиваются вовеки.

Песнь 9-я

Последняя песнь дает краткий общий, но и исчерпывающий обзор значения для нас Креста. Крест рассматривается с двух сторон: со стороны его священного вещества и со стороны его формы. С первой стороны, как древо, он заменил собой райское древо жизни, причем таинственным раем для него ирмос называет Пресвятую Богородицу. Песнописец заглядывает и глубже в вопрос о веществе Креста и объясняет такой выбор вещества для него со стороны Промысла намерением освятить естество дерева, мысль о чем на поэтическом языке песни можно было выразить в форме призывания к радости деревьев (1-й тропарь). Что касается формы Креста, то это – священный рог, стирающий роги грешных, т. е. всякую гордость в мире (2-й тропарь).

     Припев: Велича́й, душе́ моя́, пречестны́й Крест Госпо́день.

     Величайдуша моя, драгоценный Крест Господний.

     Ирмос: Та́ин еси́, Богоро́дице, рай, невозде́ланно возрасти́вший Христа́, Имже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся дре́во. Тем ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́ Тя велича́ем.

     Ты – таинственный рай, Богородица, невозделанно* возрастивший Христа, Которым насаждено на земле живоносное древо Креста; поэтому, при воздвижении его ныне, поклоняясь ему, мы величаем Тебя.

*т.е. без земледельческого труда. Указание на бессеменное рождение.

     Да возра́дуются древа́ дубра́вная вся, освяти́вшуся естеству́ их, от него́же изнача́ла насади́шася, Христу́ рапросте́ршуся на дре́ве. Тем ны́не возноси́му, покланя́ющеся ему́, Тя велича́ем.

     Да возрадуются все деревья лесныеибо освятилось естество их насадившим их в начале Христом, распростертым на древе; поэтому, при воздвижении его ныне, поклоняясь ему, мы величаем Тебя.

     Свяще́нный воста́ рог и глава́ всем богому́дрым Крест, и́мже гре́шных мы́сленно стира́ются ро́ги вси. Тем ны́не возноси́му, покланя́ющеся ему́, Тя велича́ем.

     Поднялся священный рог*, глава для всех богомудрых – Крест, которым мысленно сокрушаются все роги грешников; поэтому, при воздвижении его ныне, поклоняясь ему, мы величаем Тебя.

*Рог – библейский образ силы, направленной против врагов, и неодолимости для них (см. 1Цар. 2:1).

Другая песнь 9-я

Она еще глубже предыдущей заглядывает в значение Креста. Если та рассматривала Крест более с внешней стороны по его материалу и форме, то эта говорит о внутренней сущности Креста как орудия искупления, предлагая судить об этой сущности по тому глубокому перевороту, который Крест произвел в человечестве. Переворот этот представляется сначала по его отрицательной стороне, как уничтожение Крестом смерти и проклятия, вошедшей в человечество благодаря райскому древу (ирмос), и вообще как уничтожение всей горечи от этого древа (1-й тропарь). С положительной же стороны Крест рисуется как свет, прежде всего разогнавший мрак первородного греха (переходя от отрицательной стороны рассмотрения), и вообще как достопоклонямый, преславный, небесный, безмерный свет (зенит похвал) (2-й тропарь).

     Припев: Велича́й, душе́ моя́, Животворя́щаго Креста́ Госпо́дня воздви́жение.

     Величай, душа моя, воздвижение животворящего Креста Господня.

     Ирмос: Сне́дию дре́ва ро́ду прибы́вшая смерть, Крестом упрздни́ся днесь: и́бо прама́терняя всеро́дная кля́тва разрши́ся, прозябе́нием Чи́стыя Богома́тере, Юже вся си́лы небе́сныя велича́ют.

     Смерть, вошедшая в род (человеческий) через вкушение от древа, сегодня упразднена Крестом, ибо всеобщее проклятие праматери (Евы) разрушено Отраслью Чистой Богоматери*, Которую все силы небесные величают.

*т.е. Христом

     Го́рести уби́йственныя я́же от дре́ва, не оста́вив, Го́споди, Кресто́м бо сию́ соверше́нно истреби́л еси́. Сего́ ради и дре́вом услади́ иногда́ го́ресть вод Ме́рры, пробразу́ющее Креста́ де́йство, е́же вся си́лы небе́сныя велича́ют.

     Не попустив убийственной горечи от древа, Ты, Господи, совершенно истребил ее Крестом; и потому некогда древо усладило горечь вод Мерры (Исх. 15:23-25), предызображая действие Креста, которое все силы небесные величают.

     Непреста́нно гружа́емыя мра́ком пра́отца, Го́споди, Кресто́м возвы́сил еси́ днесь, я́ко бо ле́стию весьма́ нудержа́нно естество́ преднизведе́ся: всеро́дне ны па́ки испра́ви свет Креста́ Твоего́, его́же ве́рнии велича́ем.

     Непрестанно погружавшихся во мрак праотца* Ты, Господи, возвысил ныне Крестом, ибо когда естество (человеческое) крайне неудержимо до этого низведено было обольщениемопять всецело исправил нас свет Креста Твоего, который мы, верные, величаем.

*Адама, к нему в ад

     Да о́браз пока́жеши ми́ру покланя́емый, Го́споди, Креста́, во всех я́ко пресла́вный на небесе́х изобразил еси́, све́том безме́рным озаре́н, царю́ всеору́жие непобди́мое. Тем тя вся си́лы небе́сныя велича́ют.

     Дабы показать миру поклоняемый образ Креста в качестве преславногс во всем, Ты, Господи, изобразил его для царя (Констанитина) на небе блистающим в безмерном свете непобедимым всеоружием; посему Тебя все силы небесные величают.

Светильны

     Крест храни́тель всея́ вселе́нныя, Крест красота́ Це́ркве, Крест царе́й держа́ва, Крест ве́рных утверде́ние, Крест а́нгелов сла́ва и де́монов я́зва.

     Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота Церкви, Крест – держава царей, Крест – опора верных, Крест – слава ангелов и рана демонов*. (Дважды)

*рана, повреждение, урон, поражение

Слава и ныне
     Крест воздвиза́ется днесь, и мир освяща́ется: и́же бо со Отце́м седя́й и Ду́хом Святы́м, на сем ру́це распростре́. Мир весь привлече́ к Твоему́, Христе́ позна́нию. Иже у́бо на Тя наде́ющияся боже́ственныя сподо́би сла́вы.      Сегодня Крест воздвигается и мир освящается, ибо Сидящий со Отцом и Духом Святым простер на нем рукиОн весь мир привлек, Христе, к познанию Тебя. Удостой же надеющихся на Тебя божественной славы.

26.09.2020
Календарь 2024