Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

     30 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Нифонт. Позднюю Литургию совершил иеромонах Харалампий. По окончании поздней Литургии Наместник монастыря игумен Макарий отслужил водосвятный молебен.

     Накануне в обители было совершено Всенощное бдение, которое возглавил иеромонах Филарет.

     ФОТО


     Воскресное Апостольское чтение Недели 5-й по Пасхе,

     Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30:

     19Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

     20Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

    21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

     22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

     23Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

     24ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

     25Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

     26Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

     29Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,

    30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

     Воскресное Евангельское чтение Недели 5-й по Пасхе,

     Ин., 12 зач., IV, 5-42:

     5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

     6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

     7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

     8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

     9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

     10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

     11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

     12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

     13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

     14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

     15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

     16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

     17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

     18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

     19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

     20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

     21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

     22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

     23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

     24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

     25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

     26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

     27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

     28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

    29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

     30Они вышли из города и пошли к Нему.

     31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

     32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

     33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

     34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

     35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

     36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

    37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

     38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

     39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

     40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

     41И еще большее число уверовали по Его слову.

     42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


Святитель Лука Крымский

Слово в Неделю о самаряныне

     В книге пророка Исаии читаем великой важности слова, внушенные ему Духом Святым: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис. 65:1).
Беседа Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой, изложенная в четвертой главе Евангелия от Иоанна, служит самым ярким подтверждением истины этих Божественных слов.
Господь Иисус Христос отдыхал у колодца Иаковлева, вблизи самарийского города Сихема, на дальнем пути из Иерусалима в Галилею. К колодцу подошла женщина-самарянка с водоносом, чтобы набрать воды. Господь просил ее дать ему напиться.
     Самарянка удивилась этой просьбе, так как видела в просившем воды одного из народа иудейского, который не имеет никакого общения с самарянами, и спросила: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4:9). Ответ Господа Иисуса поразил ее: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10).
     Христос говорил, конечно, о той воде бессмертия, о которой поется в кондаке праздника Преполовения Пятидесятницы. Но самарянка не могла этого знать и думала только о свежей ключевой воде, имеющей чудесное свойство навсегда утолять жажду.
     Ее изумление доходит до апогея, когда Господь Иисус являет Божественное всезнание, сказав, что у нее было пять мужей, а тот, которого она имеет ныне, не муж ей. Ее духовные глаза широко открываются, и она видит в своем Собеседнике не простого человека, а пророка. С таким великим Человеком надо говорить о высших вопросах религии, и она просит Его сказать, кто прав: иудеи ли, поклоняющиеся Богу в Иерусалимском храме, или они, самаряне, поклоняющиеся Ему на горе Гаризим.
     Господь Иисус Христос ответил ей необыкновенными словами о поклонении Богу в Духе и истине и закончил Свою глубочайшую беседу с самарянкой тем, что прямо назвал Себя Мессией, Христом.
     И в начале и в средине беседы с Господом Иисусом Христом самарянка, конечно, не искала в своем собеседнике Мессию, Христа — и Он Сам открылся ей, не вопрошавшей о Нем как Мессии.
     Святитель Лука Войно-ЯсенецкийВзволнованная беседой с Господом Иисусом Христом, самарянка оставила свой водонос и поспешно пошла в Сихем, чтобы рассказать жителям его о необыкновенном прохожем Иудее, знавшем все дела ее жизни и назвавшем Себя Мессией — Христом. Она звала своих сограждан пойти и самим посмотреть, не он ли Христос. В это время вернулись из Сихема апостолы Христовы, которых Господь Иисус посылал в город купить пищи. Самаряне, пришедшие по зову женшины, застали только конец разговора Господа Иисуса с Его учениками о неведомой им пище, которая состоит в том, чтобы творить волю Отца Небесного; о жатве, которая кажется им незрелой, но давно уже поспела; о сеющем и жнущем, которые получат одинаковую награду.
     Казалось бы, эта необыкновенная речь была недоступна пониманию самарян, но слышание ее и очень краткое личное общение с Иисусом Христом были достаточны для того, чтобы они уже не по словам только призвавшей их самарянки уверовали в Господа Иисуса как Мессию — Христа, поверив собственным своим глазам и ушам.
     Они смиренно просили Господа Иисуса зайти в их город. Он пробыл в Сихеме два дня, и еще большее коли-чество самарян уверовало в Него. Самаряне не слыша- ли Божественной проповеди Иисуса Христа в Иудее, не знали Его Божественных заповедей блаженства, не видели Его бесчисленных чудес. Они не искали Его, не вопрошали о Нем, и тем не менее Его беседы с самарянкой, объявления Себя Мессией — Христом и двухдневные общения с Ним в Сихеме было достаточно для того, чтобы на них так ярко исполнились слова пророка Исаии: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня…».
     Из всех книг Ветхого Завета самаряне принимали только пять книг Моисеевых; они не читали Пророков, ясно предвозвещающих воплощение Сына Божия и спасение Им мира человеческого. Все это читали и знали иудеи, слышали трехлетнюю проповедь Господа Иисуса и были свидетелями Его неслыханных чудес — и все-таки большинство их не уверовало в Него.
     И не на одних самарянах исполнились великие слова пророка Исаии: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня…».
     В житиях святых, особенно мучеников Христовых, есть очень много примеров того, как внезапно обращались к вере в Господа Иисуса Христа язычники, присутствовавшие при страшных мучениях христиан, и даже самые исполнители пыток и казней над ними.
     Сверхчеловеческое мужество, стойкость и бесстрашие святых мучеников производили на язычников та- кое неотразимое впечатление, что они бросали орудия пыток, объявляли себя христианами и сами становились мучениками.
     Думаю, что от всего сказанного мною ныне о внезапных обращениях к вере христианской может у некоторых возникнуть вопрос: если Сам Бог является не ищущим Его и открывается не вопрошавшим о Нем, то чем виновны те неверующие, которых Он не призвал к вере? Виновны, тяжко виновны, ибо то, что говорил я о легком и быстром обращении самарян, о Божьей помощи святым мученикам, потрясающее впечатление зрителей их мучений — только исключительные факты; а по общему правилу, наше обращение всем сердцем к Господу Иисусу Христу происходит не внезапно.
     Горячая вера в Него рождается и возрастает непрерывно в сердцах людей, пораженных Божественной, сверхчеловеческой глубиной Его учения, только для Бога возможными чудесами, а больше всего тем глубочайшим душевным потрясением, которое испытываем мы, взирая на Спасителя нашего, пригвожденного к страшному кресту на Голгофе.
     Святое Евангелие приводит ко Христу всех читающих его с детской чистотой сердца.
     Итак, безответны те, у которых сердца нечисты, исполнены пристрастием к земным благам, и потому они и знать не хотят Евангелия Христова.
     А это духовная смерть.
     Пусть же не верующие в Господа Иисуса Христа, в Святую Троицу помнят изумляющие и умиляющие нас слова Спасителя нашего: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Аминь.


30.05.2021
Календарь 2024