Неделя святых праотец

     27 декабря, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, в обители были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил иеромонах Харалампий. Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий в сослужении иеродиакона Серапиона. По окончании Литургии иеромонах Филарет отслужил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий. 

     ФОТО


        Воскресное Апостольское чтение Недели святых праотец

         Кол., 257 зач., III, 4-11: 

     4Когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

     5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 

     6за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 

     7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

     8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 

     9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

     10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 

     11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.




       

      Воскресное Евангельское чтение Недели святых праотец

      Лк., 76 зач., XIV, 16-24:    

      16Сказал Господь притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих,

     17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

      18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

      19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

      20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

      21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

      22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

      23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

      24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.


Протоиерей Дмитрий Смирнов

 Слово в Неделю святых праотец

     Сказал Господь притчу: «…один человек сделал большой ужин и звал многих» (Лк. 14, 16). Скоро Новый год, и в очень многих домах, почти во всех, тоже люди соберутся на праздничный ужин, потому что высшее переживание для плотского человека – это вкусная еда, сопряжённая с общением c приятными ему людьми. Это как бы кульминация жизни. Как Фейербах сказал: «Человек есть то, что он ест». Очень верное замечание. Но нужно внести некоторое дополнение, а именно: почти каждый человек. Много и вкусно поесть и умеренно, но сладко попить – вот, собственно, к этому всё и сводится. Ну ещё было бы неплохо что-то на себя надеть, удобное и дорогое, ещё что-нибудь нацепить, чтоб было заметно, что бы тебя отличало от других. Металлы, камни... Мужчины нашли замечательный выход – часы. Можно даже чтобы они не ходили, лишь бы напоминали издали какую-нибудь очень важную, как они считают, марку. И дело, как говорится, в шляпе. Поэтому Господь, чтобы изъяснить Царство Божие тем, кто хотел слушать, избрал для образа именно пир, потому что это и вожделенно, и всем понятно. И для многих даже понятна такая ситуация: одних зовут, а других даже и не приглашают. Вот у того, кого не пригласили, большие проблемы, потому что гордость уязвляется, а она ещё помножается на зависть: другие имеют вкусно поесть и сладко попить, а я нет. Мне от этого тяжело. А это ведь самое главное в моей жизни – вкусная еда и сладкое питьё, поэтому я страдаю, если этого лишаюсь. Всё понятно.

     И вот Господь говорит: «Некий человек». А под этим человеком Он, конечно, именовал Себя. Потому что Господь всех людей приглашает на этот пир. Так не бывает, конечно, в жизни. Всегда для VIP-персон один зал, а для тех, кто послабее, – другой, и в этом нет ничего обидного, потому что невозможно устроить пир на весь мир. Невозможно. Ни столов не хватит, ни табуреток, ни корма – ничего не хватит, это нереально. Это только в сказке бывает: устроил пир на весь мир. Какой там весь мир, всё равно VIP-персоны, а остальные – во втором, в третьем зале или дома, довольствуются сувенирами. Сувениров не хватает – грамоты. Ну, хорошо украшенная бумага с печатью – тоже дело. И тут тоже сказано: «звал многих», потому что некоторых, собственно, бесполезно звать, они даже и не услышат.

     «…и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк. 14, 17-20). Этот список можно продолжать. У кого тётка в больнице, у кого папа умер, у кого ребёнок экзамен сдаёт, кому крёстную встречать на Белорусском, и так без конца. У этого за холодильником должны приехать: «В ремонт отдаю». Есть серьёзное основание, чтобы не идти на брачный пир. И опять: на любом пиру, событии, празднике самая большая проблема – это пустые места. Вроде бы VIP все приглашения раздали, а откуда пустые места? Да надоело! Сначала концерт. Что там, на этом концерте? Ну как что? Кобзон, Газманов, Маршал – одно и то же. А, да, ещё Розенбаума забыл. А потом что? Ну а потом – выпить. А что там выпить? Ну чего: водка, виски, коньяк, вино белое и красное. А что потом? Баклажаны, рыба белая и красная, копчёная, солёная – что? Одно и то же, каждый год! По любому поводу. Поэтому каждый норовит увильнуть.

     Но причина не в волах, не в женитьбе, не в холодильнике. А в том, что человек понимает: ему там нечего делать. Но Господь, Который скрылся в этой притче под этим человеком, зовёт совершенно на другой пир. Это пир духовный, где есть и общение между людьми, есть и трапеза, которую человек вкушает, но есть ещё самое главное общение – общение с Самим Богом. Вот куда зовёт Господь Распятый и Воскресший каждого человека для общения с Ним Самим. И вот тут уже, конечно, выбор очень основательный, потому что человек должен понимать, кто его зовёт – Дед Мороз или Сам Господь Иисус Христос. Некоторая, но очень существенная разница. Потому что зовёт не просто царь или президент, когда все по струночке являются вовремя, никто не опаздывает, а Сам Бог. И зовёт не только для радости и веселья, хотя пребывание с Богом – это всегда радость и веселье, но другого свойства – возвышенного. Причём настолько возвышенного, что, как дети говорят, до неба. А на самом деле выше неба. И к этому приглашаются все. Каждый человек призывается для общения с Богом, потому что для Бога каждый человек – это VIP-персона. Он любит человека, невзирая на его возраст, пол, образование, красоту, физическую силу, материальное положение, должность. Для Бога это не важно. Он зовёт всех. Но, к сожалению, люди предпочитают всякие житейские обстоятельства, сами по себе тоже важные, общению с Богом. А приходит, к сожалению, очень небольшая часть.

     «И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место» ( Лк. 14, 21-22). Вот как! «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти…» (Лк. 14, 23). Убеди... Вот, кстати, для чего в Церкви уже две тысячи лет существует проповедь – для того, чтобы убедить. Более или менее успешно, более или менее на кого-то действует, но понятно, что не на всех. Вот для чего – для того чтобы убедить в важности этого. «…убеди…чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных » (Лк. 14, 23-24). Вот это избрание происходит каким-то таинственным образом. Очень много людей и хороших, и достойных, и умных, и очень талантливых. К сожалению, ни ум, ни талант автоматически не открывают сердце навстречу Господу. В своей сфере человек может быть не только талантом, но и гением, и это прекрасно. Сам этот гений – это тоже дар Божий этому человеку. Дар, которым пользуется много людей, и он приносит другим радость, и они хвалят этого человека и многое прощают, на многое закрывают глаза, потому что очень часто в жизни эти талантливые люди – совершенно несносные существа. И про многих из этих талантов их собственная мать бы сказала: «Я хотела бы, чтобы он не был таким талантливым, был бы как все; но чтоб он не совершал в жизни того-того-того, чем он жил и как свою жизнь проводил, на что он свою жизнь сжёг». Господь всех зовёт к Себе в Царствие. Зовёт для вечного, постоянного, непрерываемого общения в любви. Так это бывает: человеку трудно оценить то, что он не имеет. Но в этом содержится некоторое скрытое условие, непременное. И для Бога это очень важно. Он хочет, чтобы каждый из нас Ему поверил, потому что доверие очень связано с любовью. Когда один человек любит другого – это больше всего наблюдается у детей к родителям: они полностью доверяют. Когда папа берёт ребёночка, подкидывает к потолку, а потом ловит, ребёнок смеётся, хотя ему и страшно. А он доверяет, поэтому от этой процедуры ему только весело. Потому что он на папу возложил всю надежду. Ему в папиных сильных руках тепло, хорошо, радостно, спокойно. Хотя, если папа отвлечётся или уронит, будет очень неприятная ситуация. Но ребёнок, даже если это случится, потом будет бояться, может быть, и долгое время, но всё равно быстро простит. Почему? Он любит и доверяет. Так и Господь: Он хочет, чтобы человек Ему поверил. Потому что, если человек поверил Богу, значит, он Его любит. А Бог нуждается только в отношениях любви между нами и Им. Потому что Он Сам любовь, Он просто не может в другой ситуации существовать. Когда атмосфера ненависти, Господь тихо уходит и оставляет человека. Он не может жить в атмосфере недоброжелательства, злобы, зависти, гордыни, осуждения, жадности. Всё, что противоречит любви, для Бога непереносимо.

     И вот, чтобы человек сделал первый шаг, нужна вера. Этой веры Господь ждёт. И если у человека она появляется, возникает, Он готов даже сделать много шагов, чтобы эту веру укрепить. Поэтому у каждого человека, у которого открылось сердце навстречу Богу, обычно бывает чудесный период в жизни: что бы ни попросил, Господь обычно даёт. А когда вера уже укрепилась, Господь хочет, чтобы человек начинал верой жить. Поступал не так, как выгодно, как подружка посоветовала, как диктует так называемое общественное мнение, а поступал так, как говорит об этом вера. Даже если это наперекор всем и всему. Даже если все смеются, даже если показывают пальцем, даже если преследуют вплоть до смерти – всё равно. Но это после того, как вера укрепилась. А почему же для Бога так важна эта наша вера, что даже в Писании есть такие слова о том, что без веры невозможно угодить Богу? А вера – это просто видение, но видение не глазами телесными, а видение душой. Как вот душа однажды почувствовала присутствие Бога в мире, обратилась к Нему, почувствовала ответ Божий, а иногда даже прямо услышала, бывает, прямо через человека, и тогда человек остаётся верным Богу и идёт с Ним до конца. Веруя каждому Его слову. И даже если он что-то не понимает, это не страшно. Может быть, человек подразовьётся и поймёт. Ясно, что первоклассник не может так всё понять, как человечек, учащийся уже в восьмом классе или в институте. И потом, молодому человеку вообще многое понять нельзя. Кое-что он поймёт уже к старости, в этом тоже ничего страшного нет, лишь бы он оставался с Богом, лишь бы они держались за руку. Лишь бы человек верил (или доверял – однокоренное слово) своему Богу и любил бы Его, потому что это есть главная заповедь, которая и открывает двери. Тогда человек и оказывается вот на этом духовном пиру, в центре которого Сам Бог, и питается не яствами, а благодатью Духа Святого. Поэтому все наши какие-то важные вещи… вот как один юноша сказал: «Господи, пойду за Тобой, куда Ты мне ни скажешь, только позволь мне похоронить моего отца». Важное дело – похороны отца. Ну кто спорит: конечно, важное, последний долг своему родителю. А Господь ему сказал: «…предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22). Бывают вещи настолько важные, что можно даже отложить похороны своего отца или переложить на других людей. Походи по улицам: покойников не валяется, все похоронены. Это не важно – по сравнению с тем, что Он ему предлагал: «Иди за Мной, стань Моим учеником». В тот момент, исторический момент бытия этого молодого человека, этот призыв Божий – это было самое главное в его жизни. Господь его зовёт: вот сейчас пойдём на этот брачный пир, или ты останешься с очень важными, вполне благопристойными и приличными земными делами. Вот это надо всегда почувствовать. Если человек хочет достичь Царства Небесного, о котором и говорится здесь под видом пира, оно именно таково: нужно постепенно в своей жизни оставить всё ради этого. Как купец ищет доброго бисера: продаёт всё, чтобы купить эту жемчужину. Вот именно так, потому что это есть самая главная, вожделенная драгоценность. Для кого? Для Бога. А дальше, человечек, ты уже смотри сам: а что для тебя важнее Бога? И насколько Он для тебя важен? Слышится в этом вопрос? Пожалуйста, ответ очень простой: это зависит только от тебя. На какое место в твоём сердце тобою же поставлен Бог, какое место Он занимает в твоём сердечке: седьмое, четырнадцатое, или ты вспоминаешь о Нём только тогда, когда тебе что-то от Него понадобилось. Это несправедливо – так относиться к своему Создателю и Отцу любящему, Который за тебя пролил Свою Кровь. Это неправильно. С Его точки зрения. Но всё равно человек избирает только то, что он любит. И Господь нас любит, поэтому из всех людей Он нас с вами всех избрал и поставил сегодня на этой службе перед Собой. И на каждого из нас Он смотрит. И смотрит, конечно, не сколько волос у кого на голове и сколько денег в кармане. Он смотрит на сердце: сколько в этом сердце любви к Богу. И смотрит не для того, чтобы осудить, или наказать, или покарать, нет, конечно, нет. Он хочет увидеть, осталось ли там ещё место, как вот на этом пиру. И Он Собой хочет заполнить и это место, потому что любовь всегда требует взаимности без остатка. Бог хочет от нас взаимности без остатка. Поэтому понятно, когда Господь говорит: «Кто любит отца или мать, сына или дочь больше, чем Меня, он Меня не достоин». Страшно звучит? Страшно. Но это только так звучит. На самом деле подлинная, глубокая любовь к ближнему возможна только в любви к Богу. Чтобы Бога полюбить, нужно отвергнуться себя. Наш собственный эгоизм мешает нам достичь полной любви к Богу. И этот же самый эгоизм, который мы выращиваем, культивируем в себе, нам же мешает любить наших ближних, наших домашних, наших сродников, мешает любить каждого человека, который оказался с нами близко, на расстоянии вытянутой руки. Всегда легче рассуждать о любви к страдающим где-то на южной оконечности американского континента, чем ближнему помочь, который рядом, и это совершенно очевидно. Помочь бедному труднее, чем вести разговоры в пользу бедных. Это всегда так. А Христос ждёт от нас деятельной любви, поэтому Он нас зовёт именно в это Царствие. Ещё ни один человек не пожалел о том, что кто-то из его ближних возлюбил Бога, потому что от этого всем вокруг хорошо. Как преподобный говорил: «А ты стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». От одного только отблеска того света, который ты получишь от Бога, потому что даже отражённым светом человек может питаться. Как люди питаются от того света, который заключён в таланте какого-то человека. Талант тоже от Бога, хотя сам человек, может быть, как сосуд: можно налить чистую, хрустальную воду в бочку, в которой ещё пятнадцать минут назад плавали головастики; вода всё равно чистая, хотя бочка такая, что её в дом не занесёшь.

     Вот о чём эта притча. Вот Господь нам хочет это изъяснить. А усваиваем мы это только непосредственно своей жизнью, своим разумом, своим сердцем. И степень глубины этого освоения зависит только от каждого из нас, больше ни от чего, поэтому чем лучше мы это усвоим умом, тем скорее это проникнет в наше сердце, и тем ближе мы окажемся к Трапезе Господней.


27.12.2020
Календарь 2024