Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха

     01 мая, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Нифонт. За ранней Литургией молилось 87 человек, 34 человека причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий. За поздней Литургией молилось 110 человека, 57 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии был совершен Крестный ход.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий. За бдением молилось 63 человека.

     ФОТО


         Воскресное Апостольское чтение Недели 2-й по Пасхе

         Деян., 14 зач., V, 12-20: 

     12Руками Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

     13Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

     14Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 

     15так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

     16Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

     17Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 

     18и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

     19Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

     20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

          Воскресное Евангельское чтение Недели 2-й по Пасхе

        Ин., 65 зач., XX, 19-31:

     19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

     20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

     21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

     22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

     23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

     24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

     25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

     26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

     27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

     28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

     29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

     30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

     31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.


 Митрополит Филарет (Вознесенский)

Слово в неделю 2-ю по Пасхе

     Св. Православная Церковь ныне вместе с празднованием воскресного дня соединяет праздничное воспоминание о св. апостоле Фоме, причем характерно, что, именно благодаря этому, Евангелие, которое читалось за всенощной вчера, как очередное воскресное, повторилось на литургии, что редко бывает, в честь ап. Фомы.

     Иногда употребляется в жизни, в просторечии, выражение — "ну, я Фома неверный", т.е. я не очень скор на веру. Человек, который так говорит, и не представляет себе, обыкновенно, сущности того, в чем состояло неверие ап. Фомы, которое Церковь в своих молитвословиях назвала "доброе неверие Фомино". Когда мы читаем в св. Евангелии те места, которые говорят о св. ап. Фоме, мы видим, что перед нами, в лице этого апостола, человек-скептик. Например, когда Господь Иисус Христос перед воскрешением Лазаря сказал Своим апостолам: "Пойдем в Иудею", то апостол Фома сказал др. апостолам: "Пойдем и мы. Умрем с Ним". В этих словах — сочетание, с одной стороны, безусловной любви апостольского сердца, готовой и на смерть с возлюбленным Учителем, и в то же самое время именно такое скептическое недоверие — выйдет ли что-нибудь из этого путешествия, не будет ли последствием его только смерть возлюбленного Учителя и Его учеников? Вот, Господь на Тайной Вечери, беседуя с апостолами, говорит им, что путь, куда Он идет, они знают — "Амо же Аз иду, весте и путь весте". — Но последовал ответ ап. Фомы: "Господи, не вемы, камо идеши и како можем путь ведети?" т.е. не знаем, куда Ты идешь, и как мы можем это знать? Наконец, вот повествование об осязании божественных ребер апостолом Фомой: Апостол Фома, еще не видевший воскресшего Учителя, когда услышал от своих собратий-апостолов о Его воскресении, известно, как ответил: "Если я не увижу сам на руках Его язвы гвоздинные, не поверю. Пока не вложу свою руку в эту страшную рану, которая была около ребра Его, не поверю". Прошла неделя. Апостол все еще поверить не может. Какой мрачной, вероятно, для него была эта тяжелая неделя! Другие апостолы ликуют и радуются, а он все не доверяет. Через семь дней Господь является ученикам, среди которых был и Фома, и сказавши им, "мир вам", говорит Фоме, перефразируя его же собственные слова, которыми он отрекался от веры: "Принеси перст твой, виждь раны Моя. Принеси руку твою, вложи в ребра Моя. И не буди неверен, но верен". Тогда из уст апостола от всего сердца вырвалось то великолепное исповедание, которому ап. Фома остался верен даже до смерти: "Господь мой и Бог мой!" — воскликнул ап. Фома. Всякая тень сомнения тотчас же улетучилась из его души. Почему же Церковь называет его неверие добрым? Потому что Фома, братие, любил своего Учителя, как и все апостолы Его любили, так, что, дай, Господи, нам одну сотую той любви, которая была в апостольских сердцах. Когда Господь умер на кресте, то для апостолов, что называется, солнце погасло в мире. Страшно, и темно, и холодно им стало. Они знали, Кого они потеряли. Фома не может поверить — мир для него опустел, без веры, без Учителя его. Слишком жаждало его сердце такой веры, в которой не было бы ни тени сомнения, потому что слишком дорог был для него Учитель. И истина Его учения о воскресении была слишком для апостола дорога. И вот, потому Церковь и называет это неверие добрым, что в нем проявилось то, насколько апостол, рассудком не доверяя, сердцем и душою был верен своему Учителю.

     Так ли это в наши дни? Похожи ли на ап. Фому бывают те, которые говорят "я Фома неверный"? Обыкновенно, их неверие от неверия ап. Фомы отстоит как восток от запада, как небо от земли.

     Смотрите, братие, как дорога была для ап. Фомы истина воскресения, истина правды св. Евангелия! А вот наше время как раз и отличается тем, что сейчас людьми все больше овладевает равнодушие к божественной истине. Говорится много красивых слов, а, в действительности — по настоящему — у людей к истине полное равнодушие. Такое равнодушие когда-то показал Пилат, когда Господь стоял перед ним на суде. Перед Пилатом стояла Сама Истина, а он, однако же, скептически заявил: "Что есть истина?" т.е. есть ли она? да если и есть, то далеко нам до нее, а может быть ее нет — И с полным равнодушием отвернулся от Того, Кто возвещал ему истину, Кто был Сама Истина. Так и теперь люди равнодушны стали. Вы, вероятно, слышали не раз, как теперь много говорится самых высокопарных, красивых, как будто бы христианских слов, об объединении всех в одну веру, в одну религию. Но помните, что внутренняя подкладка здесь как раз и есть равнодушие к истине. Если бы она была дорога для человека, он никогда бы на это не пошел. Именно потому, что истина всех мало интересует, а просто хотят попроще да поудобнее как-то устроиться и в деле веры, поэтому и говорят: "Нужно объединиться всем", т.е. каждый должен признать, что его вера не истинная, а только, когда все эти неистинные веры сольются в одну, то откуда-то появится истинная.

     Будем бояться такого равнодушия к истине. Господь наш Иисус Христос в Апокалипсисе нам ясно указывает на то, как страшно равнодушие к истине. Он там обращается к Ангелу, Предстоятелю Лаодикийской Церкви, и говорит: "Знаю твои дела. Ты ни холоден, ни горяч. O, если бы ты был горяч или холоден! Но, так как ты ни холоден и не горяч (а тепл, ни то — ни се, не дорога тебе истина), то извергну тебя из уст Моих!" Еще резче и сильнее сказано в славянском тексте: "изблевати тя имам из уст Моих", как организм выбрасывает из себя что-то решительно противное и вредящее ему.

     Будем помнить, что это равнодушие к истине есть одно из главных бедствий нашего века отступлений. Дорожи истиной, человек! Будь борцом за истину. Помни, как любил истину воскресения Христова, — божественную евангельскую истину — ап. Фома. Эта любовь апостольская к истине и к Наставнику истины — для нас пример, как должен человек дорожит истиною и любить Того, Кто есть Путь и Истина и Жизнь — Господа нашего Иисуса Христа. Выше всего ставь истину в жизни, человек, и никогда не позволяй себе как-то уклониться от истинного пути. Конечно, все мы грешны, все мы по немощи падаем, но одно дело — падение от немощи, другое дело — равнодушие к истине, сознательный уход от нее. Да не будет этого с нами! Пусть каждый наш церковный приход, как дружная духовная семья, твердо стоит в истине и будет верной ячейкою нашей Св. Церкви. Вероятно, вы сами обращали внимание, как много теперь нападок на Церковь. Что это значит? Это самый верный признак того, что Церковь наша стоит в истине, и поэтому вся ложь, вся неправда ополчилась на нее войной. Если бы не стояла в истине наша Церковь, никто бы ее не атаковал. Все было бы мирно и тихо. Но т. к. она стоит в истине и эту истину проповедует, возвещает и защищает — отсюда все эти нападки на нее.

     Будем же это понимать и дорожить тем, что мы с вами принадлежим к св. Церкви, которая ни в чем против истины не погрешает, а содержит ее так, как повелел наш Господь Иисус Христос и апостолы святые. Аминь.


01.05.2022
Календарь 2024