(Московский Патриархат)
Вход Господень во Иерусалим
17 апреля, в праздник Входа Господня во Иерусалим (Неделя ваий, вербное воскресенье), в обители были совершены две Божественные Литургии.
Раннюю совершил иеромонах Филарет. Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий. По окончании Литургии было освящено коливо и совершен чин о Панагии. После чего иеромонах Нифонт отслужил водосвятный молебен.
Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий.
Апостольское чтение праздника,
Флп., 247 зач., IV, 4-9:
4Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте,- и Бог мира будет с вами.
Евангельское чтение праздника,
Ин., 41 зач., XII, 1-18:
1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Протоиерей Вячеслав Резников
Слово в Неделю ваий
Господь Иисус Христос за три года земной жизни совершил много чудес. Апостол Иоанн Богослов пишет, что «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Господь являл Свою власть и над силами природы, и над стихиями, и над бесами. Это всегда вызывало восхищение и благодарность у тех, кто был рядом.
Но вот настал день, когда вся слава, все восхищение, вся благодарность собрались воедино, и как бы хлынули из берегов. Это - вход Господень в Иерусалим. В этот день «весь город пришел в движение, и говорили: кто Сей?» Господь въезжал в город, сидя на молодом осле. А множество народа «постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Другие же «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев»! Мало того: даже «из уст младенцев и грудных детей» раздавалась хвала.
В этот день и Святым Духом, и людьми торжественно провозглашалась справедливая оценка земных трудов Господа Иисуса Христа. Его земная жизнь достигла вершины славы, вершины успеха. Завтра она уже перевалит за этот пик, и будет стремительно падать, пока не достигнет страстной пятницы. То, что накапливалось три года, расточится за несколько дней. А пока - с какой надеждой переживают ученики славу своего Учителя! Какие планы строят на будущее! Но вскоре и они в страхе разбегутся и оставят Его одного и перед судом, и на кресте.
Но именно эти последние, скорбные и бесславные дни окажутся несравненно более великими. Вглядываясь в эти дни, Господь говорит: «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).
Так и в жизни каждого человека время заката несравненно важнее. Все, что мы в расцвете творческих сил даем людям, - все это Господь мог бы дать и через кого-то другого. Он даже и из камней мог бы создать детей Аврааму (Мф. 3:9). Но вот нести крест своего одиночества, бессилия и болезней может только сам человек, и никто за него этого сделать не может. Поэтому пик своего торжества мы должны переживать с величайшим смирением, с ощущением непрочности, зыбкости человеческой славы. А вот начала своего страстного времени мы должны ждать с надеждой истинного блага, истинного торжества и победы, которых уже никто не разрушит и не отнимет.
Когда приближается страстная седмица нашей жизни, мы должны смотреть вперед, как смотришь вперед в юности: с радостным замиранием сердца. Всё – впереди! Вся жизнь, ещё неизведанная, но такая заманчивая и полная счастья! Ведь сколько уже лет мы в церкви, сколько уже мы пережили Великих постов, и должны же мы, наконец, убедиться, что за страстной седмицей всегда и неизбежно следует Пасха – Светлое Христово Воскресение!
17.04.2022