Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

     1 октября, в Неделю семнадцатую по Пятидесятнице, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Филарет, при сослужении иеродиакона Илариона. За ранней Литургией молилось 79 человек, 14 человек причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил Наместник обители игумен Макарий при сослужении иеродиакона Харалампия. За поздней Литургией молились 133 человека, 50 из которых причастились Святых Христовых Таин. После поздней Литургии иеромонах Алипий совершил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник обители. За бдением молилось 57 человек.

     ФОТО


     Воскресное Апостольское чтение Недели по Крестовоздвижении
     Гал., 203 зач., II, 16-20:

     16Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

     17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

     18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

     19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

    20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

     Рядовое (Недели 17-ой по Пятидесятнице)
     2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1:

     16Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

     17И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

     18И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

     ГЛАВА 7.

     1Итак, возлюбленные, имея такие обетования, || очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

     Воскресное Евангельское чтение Недели по Крестовоздвижении
     Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1:

     34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

     35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

    36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

    37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

     38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

   ГЛАВА 9.

     1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

    Рядовое (Недели 17-ой по Пятидесятнице)
    Мф., 62 зач., XV, 21-28:

     21И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

     22И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

     23Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

     24Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

     25А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

     26Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

     27Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

     28Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. 


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
     
Сегодняшнее воскресенье называется на языке церковного Устава неделей по Воздвижении, и потому евангельское и апостольское чтения посвящены Кресту Христову (Гал. 2:16-20; Мк. 8:34-9:1). Каждый знает, что на Кресте Бог во Христе, Сыне Своем, спас род человеческий. Однако само слово «спасение» очень многозначно, и чаще всего говорят о тех смыслах, которые не так-то просто понять: искупление, воссоздание твари, обожение человека… Всё это истины — непреложные, великие, непререкаемые, но не всегда понятные человеку. А вот то, что мы сегодня слышали в Евангелии, всем ясно и понятно: «Кто хочет последовать за Мной — отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной».
     Почему же Господь обратил к людям именно такие слова? Почему для того, чтобы следовать за Христом, нужно взять на себя крест и, больше того, самого себя отвергнуть? Это трудно сделать, потому что каждый человек видит мир через самого себя. Для каждого из нас мы — в центре мира, потому что не существует другого мира, кроме как тот, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, понимаем. Как же так — отвергнуть себя, отвергнуть эту точку восприятия окружающего мира, взять крест, то есть страдания, и следовать за Христом? И для чего это нужно?
Очень важно понять, для чего это нужно. Каждый человек с радостью воспринимает добро. Добро — это то, что окрашивает нашу жизнь в совершенно особые тона и придает этой жизни смысл. Каждый знает, что совершать добро непросто, но, если сделал доброе дело, какой светлый след остается в душе! И каждый знает, что совершать зло плохо: когда мы делаем зло, мы потом испытываем угрызения совести — всякое зло, которое мы совершаем, оставляет в душе тяжелый и опасный след.
     И, казалось бы, что проще — совершай добро! Ведь и Господь в мир пришел и учил нас, как совершать добро. Но почему же Он не сказал: «Совершайте добро и будете следовать за Мной»? Почему Он сказал нам: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной»? Почему Господь не сказал: «Я пришел для того, чтобы все люди делали добро»? Почему Он пришел и сказал: «Я пришел для того, чтобы взыскать и спасти погибших» (см. Мф. 18:11)?
     В понимании этих истин, в открытии этой тайны — ключ к пониманию того, что есть Жизнь с большой буквы, что есть жизнь по закону Христову. Конечно, Господь желал бы, чтобы все мы совершали добро. Но грех вошел в жизнь людей на заре человеческой истории и в значительной мере повлиял на человеческую природу. Неслучайно апостол Иоанн пишет в своем первом послании: «Мир во зле лежит» (см. 1 Ин. 5:19), и апостол Павел произносит удивительные слова: «Того, чего хочу доброго, не делаю; а то недоброе, чего не хочу, делаю» (см. Рим. 7:19).
     Какой же силой мы так часто — вопреки своему мировоззрению, убеждениям, воспитанию — делаем не то, что хотим, а делаем зло? Да потому, что грех присутствует в нашей природе, и, сколько ни проповедуй добро, не будем делать добра, потому что грех сильнее. Уж если он довлел над апостолом Павлом, который прямо исповедовал это перед всем миром: «того, чего хочу доброго, не делаю, а то злое, чего не хочу, творю», то как же мы с вами? Вот почему Господь и не сказал: «Я пришел, чтобы вы делали доброе и следовали за Мной», — потому что это не были бы слова, наполненные силой и смыслом. Но ведь Господь искупил грехи человеческие Крестом! Страданием Своим Он снял с нас вину за первородный грех, хотя и не изменилась поврежденная грехом человеческая природа.
     Почему же Господь предлагает нам пройти тем же путем, которым Он прошел, принять на себя свой крест и отвергнуться себя? А потому, что без отвержения себя и без принятия креста не может быть никакого добра. Ведь грех поставляет человека в центр жизни, центр собственного бытия; и ребеночек маленький тянет одеяльце на себя, и рука устроена так, что пальцы к телу сгибаются. Человек, живущий по этим законам естества, будет делать все для себя. А что нужно, чтобы сделать добро? И что такое добро? Ведь это деяние не для себя. Не называется добром приумножение личного богатства. Не называется добром обретение власти. Не называется добром обеспечение себя комфортом — добром называется только то, что мы делаем другим.
     А можем ли мы сделать добро без жертвы? Без пускай маленького, но отвержения себя? Ведь добро мы всегда делаем за счет себя — и в этом смысле отвергаемся себя, хоть на микроскопическую частицу, и в какой-то момент наступаем на горло своей песне и говорим: «Я отдам, я пожертвую, я сделаю — я разделю с человеком его бремя или свою любовь».
     Почему самые священные понятия нашего бытия — такие, как любовь, — связаны с самоотвержением? Не может быть любви без жертвы — это знает каждый человек, живущий семейной жизнью. Только тогда, когда мы отдаем себя другому или другой, и существует любовь. Потому неслучайно Господь сказал: «Отвергнитесь себя и возьмите крест свой. Только тогда пойдете за Мной. Только тогда вы сможете творить добро, а иначе слово “добро” превращается в пустое и глупое морализирование, в которое люди не верят и которое цинично попирают».
     
Вот что такое Крест Христов. Вот что означает отвержение себя. Это означает изменение природы человеческих отношений, изменение качества человеческой жизни, когда добро становится естественным, хотя и предполагает нечто неестественное с точки зрения логики греховной человеческой жизни.
     
В самом деле, почему я должен кому-то что-то делать, особенно если я в Бога не верю? Если с этой жизнью кончается всё, какой смысл в моем добре, для чего оно нужно — разве что пустить пыль в глаза или обеспечить политические дивиденды, ведь не укладывается это добро в мое мировоззрение, в систему близких мне ценностей. Но Христос переворачивает эту греховную систему ценностей. Дивным образом Он дает на Кресте прощение всему роду человеческому и призывает нас — через несение креста, через способность ограничить самого себя, свое потребление, свои амбиции, свою власть — послужить другому человеку, устрояя добро. И какая же радость и мир приходят в сердце человека, который сделал хотя бы один шаг на пути, который Христос ему предложил! Ни одна религия мира не говорит о путях достижения подлинного добра, потому что эта тайна жизни открыта только через Крест Христов.
     И когда мы говорим, что со времени Христа Спасителя началась новая эра, то мы ведь имеем в виду не только новое летоисчисление. Мы имеем в виду новое мировоззрение, новый взгляд на жизнь, новое понимание человека. И эта новизна никогда не перестает быть новизной. Это откровение, это вдохновение никогда не исчерпается, потому что стоит только человеку отвергнуться себя — даже не в полной мере, а хотя бы отчасти, взять крест свой и пойти за Христом, как мир начинает преображаться, лица человеческие преображаются и наполняется великим Божественным смыслом наше общественное бытие.

2011 г.


01.10.2017
Календарь 2017