Объяснение Всенощного бдения

Объяснение последования

Всенощного бдения

Часть 2   

   Всенощным бдением, или всенощной, называется богослужение, которое совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и 1-м часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно, чем в другие дни.

     Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Со временем, из снисхождения к немощам верующих, это богослужение стали начинать несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его Всенощным бдением сохранилось.


 

Великая ектинья

    «Ектинья» — греческое слово, означающее «прилежное, усердное моление». Можно сказать, что ектинья — это разделенная для удобства на отдельные прошения одна большая молитва. Для того, чтобы молящиеся люди не теряли внимания при этой молитве, цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй» и «Подай, Господи». По сути, во время ектиньи диакон не столько молится от лица верующих, сколько приглашает их к молитве и указывает на то, о чем нужно молиться. Лишь изредка прошения ектиньи возвышаются до молитвы в собственном смысле слова — в последнем прошении великой ектении («Заступи, спаси, помилуй…»), и вначале сугубой ектиньи («Помилуй нас, Боже…»).

    Великая ектинья состоит из 12-ти прошений:

    1. Миром Господу помолимся.

    Помолимся Господу, примирившись со всеми нашими ближними, не имея ни на кого гнева или вражды.

    2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

  «Свышний мир» — это мир, подаваемый «свыше», от Бога. Это мир земли с небом, примирение человека с Богом и получение от Бога прощения грехов. Плодом же прощения грехов и примирения с Богом служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.

    3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

    В третьем прошении мы молимся о согласной и дружной жизни между людьми на земле, о мире во всей вселенной, а также о «благостоянии», т.е. спокойствии и благополучии святых Божиих Церквей (Поместных Православных Церквей, составляющих в своей совокупности Единую Святую Православную Церковь) или отдельных православных общин.

   4. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся

   Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии. Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого в полноте доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.

   5. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, епископе) (имя), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

      Мы молимся о Патриархе, епархиальном Архиерее и о всех клириках

      Далее в монастыре следует прошение о Игумене и братии

    6. О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

    Поминовение христианами своих гражданских властей, не зависимо от их веры и личного благочестия, является заповедью Апостола Павла (см. 1 Тим. 2:1-2), которую мы обязаны исполнять. В разные исторические эпохи в этом месте ектиньи поминались православные цари, затем — императоры. В наше время это формулировка носит более общий характер.   

     7. О граде сем, (в монастыре — «о святей обители сей») всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.

     Мы молимся о своем городе, а также о всяком другом городе и стране, и о жителях их. Христиане, по заповеди Апостола, должны молиться о всех людях: "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1 Тим. 2:1)

      8. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

      Мы просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

    9. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.

     Это прошение о всех, кто нуждается в особой милости Божией. В древнем мире путешествие (в том числе по морю) было опасным предприятием, поэтому о таких людях Церковь возносила особые молитвы.

     «Страждующие» находящиеся в тяжелых работах.

     10. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

     Мы просим Господа избавить нас от горя, бедствий и всякого стеснения.

     11. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

   В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

   12. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. 

     В заключение наших прошений, призвав в молитвенное общение и содействие Божию Матерь со всеми святыми, мы и себя и друг друга, все наше существо и жизнь всецело предаем безусловно в волю Христа Бo­гa – Спасителя и тем заявляем нашу живую уверенность, что, согласно или не согласно нашим желаниям и помышлениям исполнены будут наши молитвы, – все будет к нашему спасению и к славе Триипостасного Бога, Которому должны служить и словом, и делом, и всей жизнью.

    Заканчивается великая ектинья возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу: «Яко подобает («надлежит») Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

«Блажен муж»

     После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов. По Уставу, на воскресном бдении 1-я кафисма должна прочитываться целиком. На практике она часто сокращается до пения избранных стихов, которые, по первым словам 1-го псалма, кратко называются в церковном обиходе «Блажен муж».

     Содержание этих стихов выражает мысль о нравственных совершенствах человека и служении Богу для стяжания блаженной жизни в Боге.

     1. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, – аллилуйя».

     2. «Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет, – аллилуйя».

     3. «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом, – аллилуйя».

     4. «Воскресни Господи, спаси мя Боже мой! – аллилуйя».

     5. «Господне есть спасение, и на людех твоих благословение твое, – аллилуйя».     

    Блажен человек, если он прилепляется всеми силами души к закону Господню и о нем помышляет день и ночь, потому что на таковом почиет благоволение Господа на всех путях его жизни. Служите Господу со страхом и радуйтесь перед Ним с благоговейным трепетом. Блаженны все уповающие на Господа. Он силен спасти и от Него только спасение. Но Его благоволение и благословение почиет только над теми, которые сами хотят быть Божиими, принадлежать всецело Богу.

«Господи воззвах»  

     Затем диакон возглашает малую ектению: «Паки и паки («еще и еще») миром Господу помолимся». После малой ектиньи хор поет псалмы 140-й, 141-й, 129-й и 116-й. По первому стиху 140-го псалма «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...» цикл из этих 4-х псалмов и присоединяемых к стихам из этих псалмов стихир носит общее название «Господи воззвах».

  140-й псалом издревле (уже с IV века) повсеместно использовался в Православной Церкви за вечерним богослужением. Основанием для этого служат стихи этого псалма «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя».

     Во время пения этих псалмов и стихир (о пении стихир на «Господи воззвах» них см. в следующей части данной статьи) диакон совершает каждение всего храма.

 


20.02.2020
Календарь 2024