Неделя о мытаре и фарисее

      09 февраля, в Неделю о мытыре и фарисее, день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Алипий в сослужении иеромонаха Харалампия. За ранней Литургией молились 82 человека, 31 человек причастился Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий в сослужении иеромонаха Илариона и иеродиакона Серапиона. За поздней Литургией молились 142 человека, 72 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии была совершена панихида по всем, пострадавшим в годину гонений за веру Христову и освящено коливо. Также иеромонах Харалампий отслужил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник обители игумен Макарий. За бдением молились 78 человек.

     ФОТО


     

   Воскресное Апостольское чтение Недели о мытаре и фарисее

    2 Тим., 296 зач., III, 10-15:  

     10 Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 

     11в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

     12Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

      13Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

      14А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

      15Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.



       

     Воскресное Евангельское чтение Недели о мытаре и фарисее

     Лк., 89 зач., XVIII, 10-14:

     10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

     11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

     12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

     13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

     14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.


Митрополит Иоанн (Вендланд)

 Слово в Неделю о мытаре и фарисее

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

     Со вчерашнего дня началось приготовление к празднику Святой Пасхи.

     Вчера мы услышали: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» Сегодня же проповедуется смирение. И для примера берется притча о мытаре и фарисее, сказанная Господом нашим Иисусом Христом. Итак, попытаемся сказать что-нибудь о смирении.

     Это высочайшее качество. Это качество, присущее  Са­мому Господу нашему Иисусу Христу.  Он  Сам открыл это нам, сказавши: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).  Такому высочайшему примеру, казалось бы, трудно последовать. Но это нужно.

     Святой Иоанн  Лествичник, рассуждая о смирении, при­водит слова псалма, в котором сказано: «Я смирился — и спас меня Господь».

     Вот что обращает на себя внимание: в псалме не сказано: «Я постился — и спас меня Господь»; не говорится: «Я про­водил бессонные ночи, лежа на земле, и тогда спас меня Господь. Вобщем, я не совершил никаких особенных по­двигов. Я только смирился — и тогда спас меня Господь».

     Видите силу смирения! В чем же она заключается?

     Святой Иоанн Лествичник говорит, что всякий человек, который смиряется, независимо от того, какой степени совершенства он достиг в этом смирении, уже с самого начала испытывает одно драгоценное качество — веселие духа.

     Он говорит, что смирение как бы повторяет рост растения — т. е. оно имеет свою весну, свое лето и осень.  Весну — цветов, лето — сформировавшихся плодов и  осень — время плодов уже зрелых. И вот так он различает эти три периода, для которых, повторяю, одно есть общее — это радость духа и  в  весне смирения, и в лете, и в осени.

     Первое — весна смирения — это ненависть к челове­ческой славе и похвале. Напротив, мы любим, когда нас хвалят. Может, нас и следует похвалить, но только тогда,  когда мы унываем. И мы не должны любить, когда нас хвалят. А это очень трудно! 

     Другое свойство того же весеннего периода смирения — изгонять из себя всякую раздражительность и гнев. Заметьте, это еще не означает не быть раздражительным и гневливым, а только значит лишь стараться изгонять из себя раздражительность и гнев.

     Второе — лето смирения — это вменить в ничто все то, что мы сделали, казалось бы, доброго. И еще говорит святой Иоанн Лествичник: «Получая Божии  благодеяния, не столько должны благодарить Бога, сколько страшиться, что прибавлением этих благодеяний увеличивается наша ответственность перед Богом, а, следовательно, и угроза большего мучения на том свете».

     Что же касается осени, т. е. зрелого смирения, то святой Иоанн Лествичник на это отказывается ответить. Он го­ворит: «Спросите у тех, которые ближе к Господу, потому что Господь  Сам смирен и кроток сердцем; они у Него научились. Они вам скажут, что это такое — совершенное смирение». А сам святой Иоанн  Лествичник  на  это  даже  не дерзнет ответить.

     Иначе еще можно пояснить, что такое смирение, — от противоположного примера, от примера фарисея. Он как будто хорошо начал  свою молитву. Он сказал: «Воз­благодарю Тебя». Это очень хорошо. Всегда надо благодарить Бога. Но смотря за что... Он сказал: «Боже! благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди…» Вот это очень грешно. Он посчитал себя лучше, чем все остальные люди. Это и грешно, и очень неприятно для души; наоборот, счастье чувствовать себя таким же, как все люди. Тогда люди все как бы становятся тебе братьями, друзьями, все хорошие. Но это еще не смирение.

     Самое большое смирение  — считать себя хуже всех людей. Так делал святой Апостол Павел. Он, признавая  себя самым большим из грешников, говорил: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1 Тим. 1, 15).

     Будем же подражать мытарю и избегать того примера, который дает нам фарисей.

     Что делал мытарь? Он молился: «Боже! милостив буди мне, грешному». Но это пока еще ветхозаветная молитва. Мытарь не знал Христа, а мы знаем Христа, поэтому давайте будем молиться молитвою новозаветною: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,  грешного».

     Аминь.


09.02.2020
Календарь 2020