Объяснение Всенощного бдения

Объяснение последования

Всенощного бдения

Часть 1

     Всенощным бдением, или всенощной, называется богослужение, которое совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и 1-м часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно, чем в другие дни.

     Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Со временем, из снисхождения к немощам верующих, это богослужение стали начинать несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его Всенощным бдением сохранилось.

Время совершения Всенощного бдения.

     По церковному Уставу, Всенощное бдение должно начинаться немного спустя после захода солнца, в 1-м часу ночи во византийскому времени (то есть около 7-ми часов вечера по нашему времени).

     В наше время чаще всего всенощная начинается в 17 или 18 часов по местному времени (в сельской местности ее иногда начинают несколько раньше).

Звон перед всенощной

     По Уставу, перед  Всенощным бдением полагается продолжительный благовест (звон в один колокол), за время которого звонарь должен прочесть про себя всю 17-ю кафисму (118-й псалом «Блаженни непорочнии в путь...»), или, если он не помнит ее на память, то 12 раз 50-й псалом «Помилуй мя. Боже...». То есть примерная продолжительность этого благовеста составляет 20-30 минут. После этого совершается трезвон (звон во все колокола).

 

Начало Всенощного бдения

Вечерня

     Отверзаются Царские врата. Священник в предшествии диакона в полном молчании совершает каждение Алтаря (поэтому это каждение называется «безмолвным»). Если перед всенощной совершается богослужение 9-го часа, то это каждение совершается на последней молитве 9-го часа.

     Затем диакон выходит на амвон и, обращаясь к людям, возглашает «Восстаните», призывая тех, кто до этого времени сидел, встать для участия в общем богослужении, а всех остальных отложить свои попечения и сосредоточиться на молитве. Хор поет «Благослови», призывая священника дать возглас на начало богослужения.

                   

     Священник, став перед Престолом, возглашает: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков», прославляя своим возгласом Пресвятую Троицу. Хор поет «Аминь».

     Затем духовенство в Алтаре поет, призывая всех верующих воздать славословие Богу: «Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему».

     Последняя часть этого молитвословия «Приидите поклонимся и припадем Ему» является исключительной особенностью начала Всенощного бдения и больше нигде за богослужением не употребляется. Возглас «Слава Святей...» перенесен в это место с начала Утрени для большей торжественности (обычно Вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш...»)

     После этого священник в предшествии диакона со свечой совершает каждение всего храма.

       

     Сожжение фимиама (ладана) и благовоний издревле у всех народов считалось лучшей формой жертвоприношения Богу. Также фимиам — символ благодати Святого Духа. Каждение настраивает человека на молитву. Поэтому оно совершается в особо торжественные моменты богослужения. Интересно, что по Уставу перед пасхальным богослужением положено наполнять храм запахом фимиама, для чего устанавливали в храме специальные фиалы с ладаном. А в Храме Святой Софии в Константинополе был следующий обычай: если на богослужении присутствовал Император, то храм специально обильно наполняли благоуханием через специальные отверстия в полу.  

     Во время каждения священником всего храма хор поет 103-й псалом «Благослови, душе моя, Господа...». Этот псалом называется предначинательным», поскольку с него начинается суточный круг богослужения (который, по Уставу, начинается с Вечерни). В этом псалме Бог прославляется за великолепие Своего творения и Свой промысл о всем мире. Символически каждение во время пения этого псалма означает творение Богом всего мира (см. 1-ю главу книги Бытия).

     Во время пения 103-го псалма или до этого священники в Алтаре читают светильничные молитвы (в древности вечерня называлась «светильничное»).

     По Уставу, псалом должен петься уже по завершении каждения храма. Типикон описывает начало Всенощного бдения так: сначала в безмолвии кадится Алтарь, затем диакон возглашает «Восстаните», и священник с диаконом так же безмолвно кадят весь храм. А уже по завершении каждения священник возглашает «Слава Святей...», поется «Приидите поклонимся...» и 103-й псалом. В наше время, ради немощи людей, псалом поется во время каждения храма, а сразу после окончания каждения Царски врата закрываются, и диакон выходит на великую ектинью.

        


04.02.2020
Календарь 2020