Неделя святых отец

      05 января, в Неделю святых отец, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Филарет в сослужении иеромонаха Алипия и иеромонаха Харалампия. За ранней Литургией молилось 76 человек, 44 человека причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий в сослужении иеромонаха Гермогена и иеромонаха Илариона. За поздней Литургией молилось 125 человек, 93 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии иеромонах Алипий отслужил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий. За бдением молилось 82 человека.

     ФОТО


        Воскресное Апостольское чтение Недели святых отец

        Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40:

     9Верою Авраам обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

     10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

     17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

     18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

     19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

     20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

     21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

     22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

     23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

     32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

     33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

     34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

     35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

     36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

     37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

     38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

     39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

     40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.



 

 

       

        Воскресное Евангельское чтение Недели святых отец

      Мф., 1 зач., I, 1-25:    

      1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

     2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 

      3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

      4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 

      5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

      6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

       7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 

       8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 

       9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

      10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 

      11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

      12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 

      13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

      14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

      15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

      16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

      17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

       18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

      19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

      20Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 

      21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

      22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 

      23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

      24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 

      25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

 



Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Слово в Неделю святых отец

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

     Други наши, пройдет всего несколько дней, и мы с вами увидим, ощутим преобразующий будни нашей жизни свет великого праздника Рождества Христова. Церковь возгласит о явлении миру света разума рождением Христа. Время и вечность, Бог и человек соединились в день Рождества Христова в единый поток жизни во спасение.

     День этот настолько велик, что Святая Церковь установила длительное приготовление к нему сорокадневным постом и пятидневным предпразднством. За пять дней до праздника церковные песнопения уже пронизаны предощущением предстоящего праздничного ликования.

     День этот велик тем, что исполнилось в нем величайшее обетование Божие, данное людям о грядущем Спасителе мира. А в предпразднственные дни вспоминается все, что предшествовало великому событию явления Бога во плоти на земле.

     Человечество готовилось к рождению Спасителя еще со времен Адама. Получив в раю наказание за преступление, оно в лице Адама получило и обетование о имеющем некогда совершиться великом событии, когда "семя жены сотрет главу змия" и человек вновь обретет утраченный рай.

     Два последние предпраздничные воскресенья Святая Церковь молитвенно вспоминает святых праотцев и отцев – праведников Ветхого Завета, кои, приняв обетование о грядущем Искупителе, терпеливо, трудолюбно и неустанно шли Ему навстречу, становясь соучастниками в великом деле спасения мира. И недаром сегодня в Святом Евангелии были перечислены имена, составляющие родословную Спасителя мира – Христа, а апостольское послание раскрыло перед нами основу их богоугодной жизни – подвиг веры.

     По слову апостола, недостанет времени, чтобы перечислить лить все примеры великих дел веры, которые родили и вскормили единственную, ставшую вместилищем Невместимому Христу Богу – Пресвятую Матерь-Деву.

     И сегодня нам с вами, други наши, особенно важно не просто услышать перечень имен, прозвучавший в Святом Евангелии, но за каждым именем увидеть жизнь человека с его добродетелями и подвигами, коими он сподобился нетленной славы и вошел в историю мира добрым делателем. Только при таком восприятии станет для нас очевидным, что величие человеческой жизни определяется мерой исполнения воли Божией.

     Много имен величалось миром, но прошло время, и "погибе память их", совсем изгладились из памяти некоторые имена как не сущие; другие же, некогда великие, поставляются теперь Богом в пример великого и глубокого падения. А имена забытые, некогда поруганные, Бог воскрешает и ставит на свещнице, чтобы их светоносной жизнью освещать путь странствующих в житейском море. И живет вечно память о тех, кто послужил Богу верой, кто послужил делу спасения мира.

     Сегодня, други наши, назидание жизнью ветхозаветных праведников понуждает меня говорить с вами о вере. Ведь величие их определилось только верой, именно верой живой и действенной, ибо без веры угодить Богу невозможно. А ведь заметьте, дорогие мои, что вера их была несравненно труднее нашей, ибо она питалась только обетованиями Божиими, нам же светит уже совершившееся в мире великое дело искупления.

     Внимательно всмотревшись в жизнь и веру праведников Ветхого Завета, нам нетрудно будет оценить себя и свою жизнь, ответить на вопрос: "В вере ли пребываем мы? Идем ли мы вослед праведников?" Пусть их пример умудрит нас на жизненном пути, пусть их вера научит и нас вере в Бога.

     Дорогие мои, со времени сотворения мира все остается как было: три воли непременно предлежат на выбор человеку – воля Божия, воля вражья и воля своя. Искушения от мира, плоти и диавола преследуют всякого человека, родившегося в мир. Если мы с вами будем внимательны к тому, что известно о праведниках, мы поймем, как и чем руководствовались они в жизни, и сможем сознать, чем же руководствуемся в жизни мы.

     Внимательно вглядываясь в жизнь и историю народов, мы непременно, хотим или не хотим, но должны сделать вывод: человек был, есть и будет странником, пришельцем на земле.

     Что в этой жизни непреложно и безоговорочно принадлежит нам как наша собственность? Да нет у нас ничего своего. Ибо "воры подкопывают и крадут", стихии властвуют над всем и над нами, ни в чем нет у нас уверенности. Завтрашний день, как тать, найдет и изменит все, на чем мы ныне утверждаемся. Будущее для нас темно и неизвестно. Такова участь всякого человека на земле.

     Так было и с праведниками. Но разница в том, что они несомненной верой в Бога приняли свою участь как Божий закон и прошли сквозь жизнь, предав себя в руку Божию, следуя за Ним без рассуждения, куда бы Он ни вел, несомненно веря, что для Бога нет ничего неизвестного, нет ничего темного. За это они приняли венцы праведности, сотканные из веры, страданий, бед, гонений, и через все испытания они прошли без содрогания, без ропота. Приведу несколько примеров, подтверждающих мои слова.

     "Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр.11,3). Великий праотец пророк Моисей вещает всему человечеству величайшую тайну сотворения мира в своей боговдохновенной книге Бытия и вещает так, будто сам присутствовал при его сотворении и видел все своими глазами. Чистые и праведные беспрекословно приняли откровение Божие, ибо сильны были верой. А вот уму человеческому понадобились многие тысячелетия, чтобы уразуметь то, что зрел Моисей очами веры и умом богозрящим. Когда читаешь книгу Бытия, поражаешься и преклоняешь колени, преклоняешь сердце пред Богом, давшим вере слабого человека такую силу и власть.

     И еще пример велией веры. Святой праведный Авраам, славный, богатый и земными богатствами, и верой. Он жил среди своего родства, на своей земле, в полном довольстве. Но явился Господь и велел ему уйти из земли, которая была обжита, где все было благо, оставить все дорогое и родное, уйти от того, в чем Авраам был укоренен.

     А куда? Не говорит этого Господь, но лишь обещает, что укажет обетованную землю, и не Аврааму, а только семени его, потомству его даст ее во владение. Не помыслил Авраам своего, не ослушался, встал и пошел неведомо куда, не зная, что ждет его впереди. Не изнемог Авраам в вере, и в награду за верность звучит к нему обетование – слово Божие: "Я... возвеличу имя твое... и благословятся в тебе все племена земные" (Быт.12,2-3). И это лишь один пример из жизни Авраама.

     А какую силу веры и доверия к Богу надо было иметь этому праведнику, чтобы принести в жертву сына своего Исаака, в котором Бог обещал ему величие всего рода. Авраам должен был принести в жертву того, в ком крылась вся надежда жизни его и вся опора веры его. Но он готов был сделать и это. Он не дал помыслам своим и уму своему восстать на Божие повеление. Он поднял руку на сына своего, чтобы принести его в жертву Богу, и Господь, видя верность раба Своего, удержал его руку.

     И все Божии обетования Аврааму исполнились. Вера его не была посрамлена, хоть он, живя на земле, этого и не увидел. Господь назвал его отцом всех верующих. Все истинно верующие зачинались в нем и стали чадами его по вере.

     Но так ли веруем мы? Способны ли мы на веру-подвиг, когда "вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11,1)?

     И сколько еще примеров можно найти в жизни ветхозаветных праведников, чтобы принять их как прообраз нашей нынешней жизни. Были в жизни их дни благоденствия, когда Господь обогащал их земными благами, но на смену этим дням приходили другие, когда в горниле огненного испытания блистала вера праведников ярче злата. И как дни блага, так и дни испытания посылались одной десницей – десницей Божией, праведной и неизменно верной, творящей спасение посреди земли.

     А то, что вера в Бога и верующие в Бога всегда подвергаются жестоким гонениям и преследованиям, и то, что вера есть подвиг, открыли для нас ветхозаветные праведники и подтвердили апостолы и все святые христианских времен. До наших дней верующие люди несут это неоспоримое доказательство истинности своей веры.

     Подвергались гонениям и преследованиям истинные праведники в ветхозаветные времена. Святой пророк Илия силой своей молитвы воскресил мертвого, а сам вынужден был скрываться от гонителей и смерти в пещерах земли. Были замучены за веру Елеазар и семь отроков Маккавеев с матерью их Соломониею, не пожелавшие избавиться от мучений и самой смерти ценою отречения от веры.

     Страх Божий в истинно верующих был сильнее страха человеческого, обетование лучшего – славного и блаженного воскресения, ведущего в Царство Небесное, – вдохновляло их. И такие страдальцы веры в очах Божиих были ценнее целого мира.

     Святой пророк Исаия, в чьи уста Господь вложил великие пророческие обетования о рождении Спасителя Христа и Его крестных страданиях: "...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" Ис.7:14> (Ис.7,14), тот, кто описал будущее так, что кажется, будто он не столько предсказывает, сколько излагает историю времен минувших; пророк Исаия, этот великий из великих, явил подвиг страдания и веры, быв перепилен деревянной пилой за обличение царя.

     Иных праведников веры Бог хранил от бедствий, а другим для испытания допустил понести разные бедствия, скорби и боль. По слову Иоанна Златоуста: "И то и другое – чудеса веры: и то, что она (вера) совершает великие дела; и то, что она терпит великие бедствия".

     Все ветхозаветные праведники, послужив делу спасения мира, не получили обещанного, сходя по смерти в преисподняя земли. Но они сделали свое великое дело: они приготовили мир к исполнению Божия обетования, они дали Богу дар от рода человеческого – Матерь-Деву.

     Все они жили великой верой, ожидая спасения языков.

     Мы живем во времена исполнившихся обетований.

     Но одно обетование принимаем верой и мы – обетование, что Бог определил для всех земнородных людей и для всего мира одно время, когда праведники и Ветхого, и Нового Завета получат обещанное им Царство Небесное – совершенную награду за свою веру, за добродетельную жизнь, а грешники – муку вечную в день великого Страшного Суда Господня.

     Итак, дорогие наши, други наши, будем учиться вере. Она научает нас приносить Богу жертву любви, всю жизнь и в радости, и в горе предавая Богу. Она научает нас принять и хранить Божии откровения, Божии обетования. Страхом Божиим она оградит нас от потопа зла и нечестия, захлестывающего мир. Вера станет нам спасительным ковчегом, где кормчим будет Сам Господь, Который приведет нас к вратам праведности. И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день, ибо что такое он, этот завтрашний день, если верующему в Бога и живущему в Боге обещана вечность.

     Будем верить Богу верой живой и сильной, а Бог Один и Тот же на все времена. И как не была тщетна вера ветхозаветных праведников, так утверждается вера праведников Нового Завета от времен явления Спасителя до наших дней.

     И Святая Церковь, воздавая молитвенную память праведникам ветхозаветным, ожидавшим Рождества Христова, и праведникам, жившим после исполнения обетования, нас, ныне живущих верою, зовет: "Приидите вси, Христово Рождество верно предпразднуим... Горы и холми, взыграйте, пророцы богогласнии, ликуйте, людие и языцы, восплещите: всех спасение и просвещение близ наста, во граде Вифлеемсте раждаемое. Чистыми очесы и чистыми деянии срести Его потщимся" (канон предпразднства, песнь 1).

     "Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ" (тропарь предпразднства).

     Аминь. 


05.01.2020
Календарь 2024