Богу возможно все

Продолжаем цикл бесед с насельниками Спасо-Преображенского монастыря. Сегодня на вопросы редакции отвечает монах Киприан (Разинков)

                                                                                                       

-- Отец Киприан, Вы уже достаточно  взрослый, поживший человек, поэтому, Ваш опыт несколько иной, чем у более молодых,  а то и совсем юных монахов. Значит, и наша беседа будет носить соответствующий характер – вот и борода у Вас, как у ветхозаветного пророка… Давно вы приняли постриг?

--  С бородой нужно что-то делать (смеется), за ней абсолютно ничего не стоит – никакого выдающегося духовного опыта! А если серьезно, то  постригли меня в 2014 году, когда мне было уже 60 лет, а при монастыре – послушником – я живу с начала его возрождения . В храм  во имя святого Дмитрия Солунского при химучилище, которое располагалось здесь, я пришел в 2003  году, да так и остался  – участвовал в восстановительных работах, помогал, чем мог – а ночевал прямо в храме. С огромной благодарностью вспоминаю тогдашнего настоятеля храма – протоиерея Николая Архангельского – он позволил мне жить при храме, окормлял меня. Его все наши прихожане вспоминают с большим теплом. Тут нужно пояснить – у меня были жена, дети, но уверовав в Бога, я не нашел понимания в собственной семье, она распалась. Сейчас я понимаю, что это было неправильно, но тогда…. В общем, дело прошлое, с супругой мы примирились-- она дала свое согласие на мой постриг, но сейчас ее, к сожалению, уже нет в живых, а с детьми и внуками я общаюсь, когда есть возможность.

-- Чем Вы занимались раньше?

-- Я родился в Астраханской области, окончил Астраханский рыбный институт, распределили меня в Мурманск на рыболовное судно, и я ходил в море почти 10 лет… Потом женился и оказался в Саратове, так как моя супруга отсюда родом. Здесь по специальности устроиться не удалось, и так получилось, что я стал работать в органах МВД, а именно сотрудником в лечебно-трудовом профилактории в Заводском районе. Тогда в это учреждение привозили на принудительное лечение больных алкоголизмом со всего Советского Союза. Потом эту лечебницу закрыли, а меня перевели работать в колонию, что на кирпичном заводе в Александровке, в пригороде Саратова. Это был тяжелый опыт… Однажды в колонии в Пугачеве начался бунт, и я, в числе других сотрудников, был отправлен усмирять его, как вы понимаете, с помощью дубинки… И вот я подошел по приказу для разгона бунтующих и когда замахнулся, рука у меня застыла и я не мог ее опустить. Я оглянулся и вижу, что кто-то схватил меня за руку: «Не делайте этого – Вы же офицер!» До сих пор не знаю, кто это был. Но я стал будто невидимым – меня потом никто не спросил, почему я ничего не делал, а просто стоял в стороне и смотрел. Думаю, это Господь через кого-то удержал меня от насилия – мне не пришлось никого даже пальцем тронуть, хотя беспорядки бывали и в лечебном, и в исправительном учреждениях…

–  Обыкновенное чудо – Бог ведь знал, что Вам монахом быть… А еще чудеса бывали в Вашей жизни?

–  Было несколько раз, когда я чудом оставался невредим. Однажды я перегонял «Москвич» из города в город, не имея достаточного водительского опыта, врезался в столб –  машина несколько раз перевернулась, а я каким-то непостижимым образом вылетел в маленькое боковое стекло – без единой царапины и ушиба! Машину всю покорежило – целым осталось только место  водителя. Но, на самом деле, Бог хранит абсолютно всех, и нам не дано знать, почему одни уходят раньше, а другие позже…

                                                                                                   

-- И все-таки, как произошла главная встреча – встреча с Богом?

-- В 1993 году произошло очень значимое событие – в колонии № 33 открыли храм. Освящать его приезжал Патриарх Алексий II. И у нас в 1-й колонии тоже открыли церковь, правда это была просто приспособленная под храм комната. Я должен был по служебным обязанностям приводить туда заключенных на службы, так как я был инструктором по воспитательной работе с осужденными – так, постепенно и сам приобщился к вере... Большую роль сыграли книги – жития святых, которыми я зачитывался в тот период. Помню: в открывшемся Казанском храме яблоку было негде упасть – столько людей приходило помолиться, даже руку трудно было поднять, чтобы свечку передать – такое было у людей горение... А по мере воцерковления, уже в монастыре пришло ясное осознание: все, что есть у человека – сердце, разум, зрение, слух – все дано ему для общения с Богом. А без Него прожить невозможно.

-- Как Вы объясните что сегодня храмы стоят зачастую полупустые даже в праздники?

-- Дух времени берет свое: первый горячий порыв со временем угасает… Остаются самые верные. Это неизбежно, хоть и очень печально.

-- А Ваши собственные дети, внуки веруют?

-- Они, как и все, подвержены духу времени, но вот моя старшая дочь – верующий воцерковленный человек, живет и работает при храме Трех Святителей в Москве. Это бывшие митрополичьи покои святителя Киприана, имя которого я получил в монашестве. Вот Вам еще одно чудесное совпадение.

Старший внук больше интересуется компьютером, а младший бывает здесь у меня, любит забираться на колокольню, мы общаемся с ним, говорим о вере, Боге.

-- Как сохранить веру в этом мире?

-- Я когда был рыбаком, много раз видел, как трал поднимает из моря рыбу – большую и маленькую, годную и негодную. Все плохое выбраковывается, хорошее оставляется. Так и мы должны убирать из своей жизни все, что разлучает нас с Богом. Это наш свободный выбор, который сделать сейчас, возможно, труднее, чем раньше, когда мы не имели столько соблазнов. Сейчас в мире много искажений, лукавства, но зато человеку открыто все, есть все для спасения души – храмы, возможность общаться со священниками, читать соответствующую литературу, не надо ничего преодолевать, кроме собственного нежелания менять жизнь. Главное – это понять: годен ли ты для вечности? Ответ на этот вопрос и определяет все. На самом деле все просто – надо жить по Евангелию и ничего изобретать не нужно. Однако люди меняют свою жизнь не в один миг, это процесс, наше дело – молиться за близких...  И очень важный момент, о котором часто забывают – нужно любить свою Родину, несмотря ни на что, искренне, чувствовать свою связь с нашими предками.

                                                                         

-- Мне иногда кажется, что нас уже ничего не связывает с той Россией, к опыту которой нас все время призывают обращаться. Это очень печально осознавать… Так ли это?

-- Действительно, дух сегодняшнего времени таков, что трудно бывает почувствовать эту связь, но вот смотрите: раньше в каждой семье, почти в каждом поколении были священники, монахи. Сейчас эта традиция, очень медленно, но начинает возрождаться.  Я стал монахом, молюсь о своих ближних… Разве это не связывает меня с моими далекими предками, которые наполняли православные храмы, молились о своих родителях, детях, внуках, т.е. о нас с вами?

-- Что бы Вы хотели сказать молодым людям, перед которым стоит сейчас трудный выбор: как верить, как жить, как расставлять приоритеты?

--  Я скажу так: с верой в Бога нужно воспитывать в себе патриотизм, переживать за свое Отечество, как бы кто не ругал его, надеяться на Бога – ведь для Бога все возможно. И вообще хранить в своем сердце такие слова: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же твое утверждение».

Беседовала Елена Гаазе


31.10.2019
Календарь 2024