Неделя 12-я по Пятидесятнице

     08 сентября, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Алипий. За ранней Литургией молилось 146 человек, 47 человек причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил иеромонах Гермоген в сослужении иеродиакона Серапиона. За поздней Литургией молилось 117 человек, 46 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии иеромонах Алипий отслужил водосвятный  молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий. За бдением молилось 62 человека.

     ФОТО


        Воскресное Апостольское чтение Недели 12-й по Пятидесятнице

        1 Кор., 158 зач., XV, 1-11:

     1Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

     2которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

     3Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

     4и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 

     5и что явился Кифе, потом двенадцати; 

     6потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 

     7потом явился Иакову, также всем Апостолам; 

     8а после всех явился и мне, как некоему извергу.

     9Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

     10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

     11Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

 

       

        Воскресное Евангельское чтение Недели 11-й по Пятидесятнице

      Мф., 79 зач., XIX, 16-26:

     17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

     18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;  

     19почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

     20Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

     21Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

     22Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

     23Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 

     24и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

     25Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

     26А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

     Выслушайте еще раз то евангельское чтение, которое читалось ныне, вникните в него, ибо хочу я вам разъяснить его.

     "И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройди сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18, 18-27).

     Я думаю, что многих из вас удивил ответ Господа нашего Иисуса Христа юноше, вопросившему Его и назвавшему Его Учителем благим: "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог".

     Эти слова звучат так, как будто Господь наставлял людей тому, что Он не Бог, что не надо воздавать Ему Божеских почестей.

     Но если думать так, то скажем мы о другом месте Евангелия, в котором Господь Иисус Христос не запрещал апостолам Своим называть Его Сыном Божиим, т.е. Богом?

     Когда призвал Он Своего будущего апостола Нафанаила и в беседе с ним проявил Божественное всеведение, тогда потрясенный этим Нафанаил воскликнул: "Равви! Ты – Сын Божий, Ты Царь Израилев!", и Христос не запретил ему называть Его Сыном Божиим.

     Когда Господь Иисус Христос спросил учеников Своих, за кого они почитают Его, то Петр ответил:  "Ты Христос, Сын Бога Живого". И Христос не только не запретил ему так называть Себя, но сказал: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах" (Мф. 16, 17).

     Но даже более того читаем в Евангелии: Господь в присутствии всего народа в синагоге не раз называл Себя прямо Богом. Там, когда однажды обступили Его книжники и фарисеи и требовали, чтобы Он открыл, кто же Он, Он ответил: "От начала Сущий".

     Кто же от начала сущий, как не один только Бог? Этим ответом Он назвал Себя Богом.

     А в другой раз еще определеннее сказал вопрошавшим Его: "Я и Отец – Одно". Это ли не объявление Себя Богом? Я – одно с Отцом Моим Небесным. Этот ответ так возмутил слушавших, что они схватили камни, чтобы побить Его за богохульство. Но Иисус сказал им: "Не написано ли в законе вашем: я сказал: вы боги". Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие – и не может нарушиться Писание – "Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: “Богохульствуешь”, потому что Я сказал: “Я Сын Божий?" (Ин. 10, 36), и опустились руки, державшие камни...

     Как же объяснить, что Господь Иисус Христос ученикам Своим дозволил именовать Его Сыном Божиим, что Он Сам называл Себя открыто Богом, Единым с Отцом, от начала Сущим, а этого юношу, вопрошавшего Его и обратившегося к Нему со словами "Учитель благий", он остановил, сказав: "Зачем ты называешь Меня благим: Никто не благ, как только один Бог", как бы прямо этим отрицая Свою Божественность, запрещая именовать себя Богом, даже благим именовать.

     Как объясним мы это? От своего скудного разума постараюсь объяснить это вам.

     Это значит, что одно дело разрешать ученикам, апостолам Своим, и притом наедине, именовать Его Сыном Божиим; другое дело – называть Себя единым Богом с Отцом, от начала Сущим; и иное дело – позволить всем называть Его Божественным именем.

     Что было бы, если бы Господь Иисус Христос невозбранно позволял всякому человеку из толпы, как был этот юноша, обратившийся к Господу, именовать Его тем именем, которое принадлежит только Богу?

     Что было бы? Было бы весьма дурно. Его многочисленные враги и все неуверовавшие в Него обвинили бы Его сразу, с самого начала в том, что позволяет Он именовать Себя Богом. Это возбуждало бы ненависть и ожесточение врагов Его; это помешало бы многим ходить за Ним, вразумляться чудесами Его и уверовать в Него. Это было бы тяжелой, существенной помехой в великом деле Христовом. То, что было допустимо и могло принесли благие плоды в одно время, могло быть вредным в другое время и при других обстоятельствах.

     В начале Своего служения Господь и Сам не называл Себя Богом, а если не возражал, когда апостолы именовали Его Сыном Божиим, это было только в среде апостолов, только между Ним и двенадцатью апостолами, не при народе; это было неведомо народу и не могло никого соблазнить.

     Сам же Себя открыто назвал Господь Иисус от начала Сущим, единым с Отцом Небесным уже в конце Своего служения, когда пришло время этому.

     Вот как надо понимать ответ Господа Иисуса Христа: "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог".

     Дальнейший разговор с юношей вы только что слышали. На его вопрос Господь напомнил ему заповеди, данные чрез Моисея на горе Синайской. Юноша ответил, что все эти заповеди с самого раннего возраста он соблюдал, все исполнил. Чего недостает мне еще? Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: "все что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною".

     Юноша низко опустил голову и ушел, ибо был очень богат, и не хотел и не мог исполнить это повеленье Христово.

     Тогда Господь, обращаясь к ученикам и в народу, сказал: "Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие".

     Этот ответ поразил и удивил всех слушавших, даже и апостолов, и они спросили: "Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу".

     Чем объяснить вопрос апостолов? Только тем, что у древних евреев богатство считалось Божьим благословением, и людей, удостоившихся богатства, этого Божьего благословения, считали угодными Богу и праведниками, – и вдруг Господь говорит, что богатый не может войти в Царство Небесное...

     Господь ответил, что "невозможное человекам возможно Богу".

     Как объясним мы эти слова Христовы: почему сказал Он, что богатые не могут войти в Царство Небесное, как верблюд не может пройти чрез угольное ушко?

     Думаю, что объяснение можно найти только в том, что богатый, не расстающийся со своим богатством среди окружающей его нищеты и бедствий, не расточающий своего богатства на помощь погибающим, за немилосердие свое противен Богу и потому закрыт ему доступ в Царствие Божие. А если, прибавил Христос, что невозможное для людей возможно Богу, то это значит, что Бог может и немилосердное сердце исправить одним словом Своим, ибо знаем мы много примеров тому, как слово Божие потрясало сердца людей и коренным образом изменяло всю жизнь их. Есть много ярких примеров этого в житиях святых. Приведу только сказание о величайшем преподобном Антонии Великом.

     Однажды в храме услышал он нынешнее евангельское чтение, услышал требование продать и раздать нищим имение свое – а он был сыном очень богатых родителей, которые дали ему чрезвычайно высокое образование и оставили в наследство огромное их имение – и тем не менее, нисколько не рассуждая и не колеблясь, исполнил он приказ Христа и, все раздав неимущим, сам ушел в дикую африканскую пустыню, где подвизался много десятков лет. Он вел борьбу с бесами, с диаволом самим, достиг величайшего духовного совершенства и стал одним из тех, кого надо назвать ангелом во плоти.

     Вот это да послужит нам примером. Хотя и нет богатых среди нас, имеем лишь небольшой достаток, но отговариваться этим нельзя. Надо помнить об Антонии Великом и, как можем, исполнять требование Христово, раздавая имеющееся у нас неимущим.

     В этом и да поможет всем вам Господь и Бог наш Иисус Христос.

     Аминь.


08.09.2019
Календарь 2019