(Московский Патриархат)
Объяснение канона праздника Успения
Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет два канона, авторы которых - преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин (VIII в.). Канон преп. Космы более говорит о самом событии, о всемирном значении его, а канон преп. Иоанна более занимается самою личностью Богоматери в ее значении для человечества. Мы публикуем текст канона праздника с параллельным переводом на русский язык, выполненным в начале XX века выдающимся отечественным литургистом Михаилом Скабаллановичем. Надеемся, что это поможет лучшему осознанию значения празднуемого события и того смыла, который вкладывает в него Церковь в своем богослужении. Ведь богослужение, по словам митрополита Вениамина (Федченкова), "является голосом Церкви". Праздник Успения празднуется Церковью на протяжении целой недели (отдание будет 5 сентября), и на протяжении всего этого времени на утрени каждый день будут читаться каноны Успения (чередуясь по дням).
Песнь 1-я1-й канон |
|
Ирмос Преукра́шенная божéственною сла́вою, свящéнная и сла́вная, Дéво, па́мять Твоя́ вся собра́ к весéлию вéрныя, начина́ющей Мариа́ме с ли́ки и тимпа́ны, Твоемý пою́щия Единорóдному, сла́вно я́ко просла́вися. |
Изукрашенная божественною славою священная и славная память Твоя, Дева, собрала всех верных к веселию для пения под управлением Мариами с ликами и тимпанами (Исх. 15:20) Твоему Единородному, ибо Он славно прославился. |
Да провожда́ют невещéственнии чи́нове небошéственное в Сиóн тéло Твоé. Внеза́пу же стéкшеся апóстол мнóжество от конéц, Богорóдице, Тебé предста́ша а́бие, с ни́миже, Чи́стая, Твою́ честнýю, Дéво, па́мять сла́вим. |
Да провожают в Сион невещественные чины (Ангелы) идущее на небо божественное тело Твое; а множество апостолов, внезапно стекшись от пределов, вдруг предстало Тебе, Богородица; с ними и мы, Чистая Дева, прославляем Твою священную память. |
Побéдныя пóчести взяла́ еси́ на естествó, Чи́стая, Бóга рóждши, оба́че же подóбящися Творцý Твоемý и Сы́ну, па́че естества́ повинýешися естéственным закóном; тéмже умéрши, с Сы́ном востаéши вéчнующи. |
Ты, Чистая, получила почести победы над природою, родивши Бога; однако, подражая Творцу Своему и Сыну, Ты сверх природы подчиняешься законам природы; посему и умерши востаешь для вечной жизни с Сыном. |
2-й канон |
|
Ирмос Отвéрзу уста́ мóя, и напóлнятся Дýха, и слóво отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся свéтло торжествýя, и воспою́ ра́дуяся Тоя́ успéние. |
Открою уста мои, и они исполнятся Духа, изреку слово Царице Матери, явлюсь светло торжествующим и радостно воспою Ее успение. |
Дéвы отрокви́цы с Мариами́ею прорóчицею песнь исхóдную ны́не воскли́кните, Дéва бо и еди́на Богома́ти ко прия́тию небéсному преставля́ется. |
Девы отроковицы, запойте ныне с пророчицей Мариамью песнь надгробную (Исх. 15:20), ибо Дева и единая Богородица преставляется в (Свой) небесный удел. |
Достóйно я́ко одушевлéнное Тя нéбо прия́ша небéсная, Пречи́стая, божéственная селéния, и предста́ свéтло укра́шена я́ко невéста всенепорóчная Царю́ и Бóгу. |
Небесные божественные селения достойно приняли Тебя как одушевленное небо, и Ты, светло украшенная, как всенепорочная невеста, предстала Царю и Богу. |
Песнь 3-я1-й канон |
|
Ирмос Содетéльная и содержи́тельная всех Бóжия Мýдросте и Си́ло, непреклóнну, недви́жиму Цéрковь утверди́, Христé, еди́н бо еси́ свят, во святы́х почива́яй. |
Творческая и вседержительная Божия Мудрость и Сила, Христе, утверди Церковь непоколебимо и неподвижно, ибо Ты один свят, во святых почивающий. |
Женý Тя мéртвенну, но па́че естества́ и Ма́терь Бóжию ви́девше, Всенепорóчная, сла́внии апóстоли, ужа́сно прикаса́хуся рука́ми сла́вою Облиста́ющей, я́ко богоприя́тное селéние ви́дяще. |
Женщину смертную, но и сверхъестественно Матерь Божию увидевши в Тебе, Всенепорочная, славные апостолы с трепетом касались (Тебя), блистающей славою, взирая, на Тебя, как на принявшее Бога селение. |
Пости́же рýце досади́тельныя дéрзаго, усечéнием суд нанéс, Бóгу сохра́ншу честь одушевлéнному Кивóту сла́вою Божества́, в нéмже Слóво плоть бысть. |
Постиг суд наглые руки дерзкого, нанеся отсечение им*, так как Бог из-за славы Божества ограждал честь одушевленного Кивота, в Котором Слово сделалось плотью. [*) Имеется в виду произошежшее с иудеем Афонией, который пытался опрокинуть одр с телом Богоматери, который ннесли Апостолы]. |
2-й канон |
|
Ирмос Твоя́ песнослóвцы, Богорóдице, живы́й и незави́стный Истóчниче, лик себé совокýпльшия, духóвно утверди́, в божéственней па́мяти Твоéй венцéв сла́вы сподóби. |
Твоих певцов, составивших хор, Богородица, живой и обильный Источник, духовно утверди, ради божественной памяти Твоей удостой венцов славы. |
От мéртвых чресл произвéдшися, естествóм подóбна, Чи́стая, исхождéние разреши́; рóждши же сýщую Жизнь, к Жи́зни преста́вися Божéственней и Ипоста́сней. |
Произойдя из омертвевших чресл, Чистая, Ты получила кончину, сообразную природе; но, родивши действительную Жизнь, Ты преставилась к Жизни Божественной и Ипостасной. |
Лик богослóвов от конéц, свы́ше же а́нгел мнóжества к Сиóну идя́ху, всеси́льным мановéнием достодóлжно, Влады́чице, Твоемý погребéнию служа́ще. |
Лик богословов от пределов (земли) и множество ангелов свыше шли по всесильному мановению к Сиону, чтобы должно послужить, Владычица, при Твоем погребении. |
Ипакои*: Блажи́м Тя вси рóди, Богорóдице Дéво, в Тя бо невмести́мый Христóс Бог наш вмести́тися благоволи́; блажéни есмы́ и мы, предста́тельство Тя имýще, день бо и нощь мóлишися о нас, и ски́птры ца́рствия Твои́ми моли́твами утвержда́ются. Тем воспева́юще вопиéм Ти: ра́дуйся, Благода́тная, Госпóдь с Тобóю. [*) Ипакои (греч. "прислушиваться") - вид седальнов, которые читаются в особенно праздничные дни церковного года]. |
Ублажаем Тебя все поколения, Богородица Дева, ибо в Тебе благоволил поместиться невместимый Христос Бог наш. Блаженны и мы, имея в Тебе защиту, ибо Ты день и ночь молишься о нас и скипетры царства укрепляются Твоими молитвами. Посему восклицаем Тебе: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. |
Песнь 4-я1-й канон |
|
Ирмос Рéчи прорóков и гада́ния воплощéние прояви́ша от Дéвы Твоé, Христé; сия́ние блиста́ния Твоегó во свет язы́ков изы́дет, и возгласи́т Тебé бéздна с весéлием: си́ле Твоéй сла́ва, Человеколю́бче. |
Изречения и загадки пророков приоткрыли Твое воплощение из Девы, Христе: сияние молнии Твоей изойдет к просвещению язычников и прозвучит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбец. |
Ви́дите, лю́дие, и чуди́теся: гора́ бо свята́я и я́вственная Бóгу в небéсныя оби́тели превы́шше взéмлется, нéбо земнóе в небéсное и нетлéнное селéние вселя́емо. |
Посмотрите, народы, и удивитесь: вот святая и наиболее видная гора Божия (Ис. 2:2) поднимается все выше в небесные обители, небо земное поселяемо (бывает) в небесное и нетленное селение. |
Жи́зни присносýщныя и лýчшия смерть Твоя́ бысть прехождéние, Чи́стая, от врéменныя к божéственней вои́стинну и непреходи́мей, преставля́я Тя, Чи́стая, в весéлии Сы́на зрéти Твоегó и Гóспода. |
К жизни вечной и лучшей переходом была смерть Твоя, Чистая, преставляя Тебя, Непорочная, от (жизни) временной к действительно божественной и непрекращающейся для созерцания в радости Сына Твоего и Господа. |
Взя́шася двéри небéсныя, и а́нгели воспéша, и прия́т Христóс дéвства Своея́ Ма́тере сосýд; херуви́ми подъя́ша Тя с весéлием, серафи́ми же сла́вят ра́дующеся. |
Поднялись небесные двери, ангелы воспели и принял Христос сосуд девства Своей Матери; херувимы подняли Тебя с веселием, и серафимы прославляют радуясь. |
2-й канон |
|
Ирмос Неизслéдный Бóжий совéт éже от Дéвы воплощéния Тебé, Вы́шняго, прорóк Аввакýм усмотря́я зовя́ше: сла́ва си́ле Твоéй, Гóсподи. |
Созерцая неисследимый Божий совет о Твоем, Всевышний, воплощении от Девы, пророк Аввакум восклицал: слава силе Твоей, Господи. |
Чýдо бя́ше зрéти Нéбо всех Царя́ одушевлéнное, испражнéния преходя́ще земна́я. Яко чýдна дела́ Твоя́, сла́ва си́ле Твоéй, Гóсподи. |
Удивительно было видеть одушевленное небо Всецаря проходящим пустоты земли. Как удивительны дела Твои! Слава силе Твоей, Господи! |
Аще и непостижи́мый Сея Плод, Имже небеса́ бы́ша, погребéние прия́т вóлею, я́ко мертв, ка́ко погребéния отвéржется неискусобра́чно Рóждшая? |
Если и непостижимый Плод Ее, чрез Которого произошло небо, добровольно принял погребение, как мертвый, то как избегла бы погребения безбрачно Родившая? |
В преставлéнии Твоéм, Ма́ти Бóжия, простра́ннейшее тéло Твоé и богоприя́тное а́нгельская вóинства свящéнными кри́лы трéпетом и ра́достию покрыва́ху. |
При преставлении Твоем, Матерь Божия, ангельские воинства с трепетом и радостью покрывали священными крыльями пространнейшее, вместившее Бога, тело Твое. |
Песнь 5-я1-й канон |
|
Ирмос Бóжию и неизречéнную добротý добродéтелей Твои́х, Христé, исповéм: от Присносýщныя бо Сла́вы, Соприсносýщное и Ипоста́сное возсия́вый Сия́ние, из дéвственныя утрóбы сýщим во тьме и сéни воплóщься возсия́л еси́ Сóлнце. |
Божию и неизреченную красоту совершенств Твоих. Христе, поведаю; ибо Ты, воссиявший от Вечной Славы, (как) Совечное и Ипостасное Сияние, воплотившись от девственного чрева, воссиял как солнце находящимся во тьме и тени. |
Яко на óблаце, Дéво, апóстольский лик носи́мь, к Сиóну от конéц служи́ти Тебé, Облаку лéгкому, собира́шеся, от Нея́же Вы́шний Бог сýщим во тьме и сéни пра́ведное возсия́ Сóлнце. |
Лик апостолов, носимый как бы на облаке, от пределов (земли) собираем был к Сиону послужить Тебе, легкому облаку, Дева, из Которой Всевышний Бог воссиял, (как) Солнце правды, находящимся во тьме и тени. |
Труб богоприя́тнии язы́цы богослóвных мужéй богогла́снейше Богорóдице вопия́ху, исхóдную возглаша́юще песнь Дýхом: ра́дуйся, нетлéнный Истóчник, Бóжия живонача́льнаго и спаси́тельнаго всем воплощéния. |
Звучнее труб богообъятые языки богословствующих мужей* восклицали Богородице, возглашая надгробную песнь: радуйся, нетленный Источник начальножизненного и спасительного для всех воплощения. [*) Т.е. Апостолов] |
2-й канон |
|
Ирмос Ужасóшася вся́ческая о честнéм успéнии Твоéм, Ты бо, неискусобра́чная Дéво, от земли́ преста́вилася еси́ к вéчным оби́телем и к безконéчней жи́зни, всем воспева́ющим Тя спасéние подава́ющая. |
Изумилось все при священном успении Твоем; ибо Ты, неиспытавшая брака Дева, преставилась от земли к вечным обителям и к бесконечной жизни, подавая спасение всем воспевающим Тебя. |
Да возглася́т трýбы богослóвов днесь, язы́к же многовеща́нный человéческий ны́не да восхва́лит, да огласи́т же воздýх, безмéрным сия́я свéтом, а́нгели да пою́т Пречи́стыя Дéвы успéние. |
Да гремят сегодня трубы богословов и многоречивый язык людей ныне да вещает хвалы; да звучит воздух, сияя безмерным светом, и ангелы да поют успение Пречистой Девы. |
Сосýд подоба́ше избра́нный пéнием Ти весь удивля́емь, Деви́це, исхóден, весь освящéн Бóгови, всем богоприя́тен, и сей и́стинно явля́емый, Богорóдице Всепéтая. |
Тебе, Дева, сосуду избранному, при исходе в (посвященных) Тебе песнях, подобало всей внушать изумление, всей быть освященной для Бога, богообъятой для всех, (такой) быть в действительности и являться, Богородица превоспеваемая. |
Песнь 6-я1-й канон |
|
Ирмос Морски́й пучинорóдный ки́тов внýтренний огнь, триднéвнаго Твоегó погребéния проображéние, егóже Иóна прорóк показа́ся, спасéн бо, я́ко и предпосла́ся, невреждéн вопия́ше: пожрý Ти со гла́сом хвалéния, Гóсподи. |
Морской из бездны китов внутренний огонь (жар) явился для Твоего тридневного погребения прообразом, которого Иона – истолкователь, ибо, оставшись невредимым, как был до отправления (туда), он взывал: принесу Тебе жертву с восклицанием хвалы, Господи. |
Даéт Тебé я́же превы́ше естества́ Царь всех Бог: в Рождествé бо Дéву я́коже сохрани́, та́ко во грóбе тéло соблюдé нетлéнно, и спросла́ви божéственным преставлéнием, честь Тебé я́ко Сын Ма́тере да́руя. |
Дает Тебе сверхъестественное Царь Бог всех, ибо как в рождении сохранил Девою, так и во гробе тело соблюл нетленным и вместе прославил божественным прославлением, воздавая Тебе честь, как Сын Матери. |
Вои́стинну Тя я́ко свéтел свéщник невещéственнаго Свéта, кади́льницу златýю божéственнаго Угля, во свята́я святы́х всели́, рýчку и жезл, скрижа́ль богопи́санную, ковчéг святы́й, трапéзу Слóва жи́зни, Дéво, Рождествó Твоé. |
Воистину как светлый светильник невещественного Света, (как) кадильницу золотую божественного Угля, как блюдо и жезл, скрижаль богописанную, ковчег святой, трапезу Слова жизни, поселил Тебя во святом святых Рожденный Тобою. |
2-й канон |
Ирмос Божéственное сиé и всечестнóе соверша́юще пра́зднество, богомýдрии, Богома́тере, прииди́те рука́ми восплéщим, от Нея́ рóждшагося Бóга сла́вим. |
Совершая этот божественный и всепочитаемый праздник Богоматери, придите, богомудрые, зарукоплещем, прославим родившегося от Нее Бога. |
Из Тебé Жизнь возсия́, ключи́ дéвства не руши́вши: ка́ко ýбо пречи́стое и живонача́льное Твоé тéло искушéния смéрти бысть прича́стно? |
Из Тебя воссияла Жизнь, не тронувши ключей девства. Как же пречистое и начальножизненное тело Твое оказалось способным испытать смерть? |
Жи́зни бы́вши храм, жизнь присносýщную улучи́ла еси́: смéртию бо к животý преминýла еси́, Яже Жизнь рóждши Воипоста́сную. |
Ставши храмом Жизни, Ты достигла вечной жизни, ибо чрез смерть Ты перешла к жизни, родивши Жизнь Ипостасную. |
Кондак, глас 2 В моли́твах Неусыпа́ющую Богорóдицу и в предста́тельствах непрелóжное Упова́ние гроб и умерщвлéние не удержа́ста: я́коже бо Живота́ Ма́терь к животý преста́ви во утрóбу Всели́выйся приснодéвственную. |
Богородицу, неусыпную в молитвах и необманчивую надежду в защите, не удержали гроб и смертность; ибо Ее как Мать Жизни преставил к жизни Поселившийся в (Ее) всегда девственной утробе. |
Икос Огради́ моя́ помышлéния, Хри́сте мой: и́бо стéну ми́ра воспéти дерза́ю, чи́стую Ма́терь Твою́; на столпé глагóл укрепи́ мя и в тя́жких мы́слех заступи́ мя: Ты бо взыва́ющих и прося́щих вéрою молéния исполня́еши. Ты мне ýбо да́руй язы́к принóсен и пóмысл непосты́ден: вся́ко бо дая́ние сия́ния от Тебé низпосыла́ется, Светопода́телю, во утрóбу всели́выйся Приснодéвственную. |
Огради мои мысли, Христе мой, ибо я дерзаю воспеть стену мира – Пречистую Твою Мать; на башне слов укрепи меня дай мне мощную речь, чтобы она покоряла других. и в полновесных мыслях помоги мне внуши мне основательные (солидные) мысли, ибо Ты взывающим (к Тебе) и просящим с верою исполняешь прошения; подай же мне язык богатый и мысль безупречную; ибо всякий дар просвещения посылается от Тебя, Светоподатель, поселившийся во всегда девственной утробе. |
Песнь 7-я1-й канон |
|
Ирмос Безстуднéй я́рости же и огню́ божéственное жéлание сопротивля́яся, огнь ýбо ороша́ше, я́рости же смея́шеся, богодохновéнною словéсною преподóбных тривеща́нною цевни́цею, противовеща́я мусики́йским орга́ном посредé пла́мене: препросла́вленный отцéв и наш Бóже, благословéн еси́. |
Божественное желание, сопротивляясь бесстыдной ярости и огню, орошало огонь, а над яростью смеялось, противозвуча боговдохновенною словесною трехструнною лирою преподобных музыкальным орудиям среди пламени: препрославленный Боже отцов и наш, благословен Ты. |
Богодéланныя скрижа́ли Моисéй, пи́санныя Божéственным Дýхом, я́ростию сокруши́, но сегó Влады́ка Рóждшую невреждéнну в небéсныя сохра́нь домы́, ны́не внутрь всели́. С Нéю играю́ще вопиéм Христý: препрославлéнный отцéв и наш Бóже, благословéн еси́. |
Моисей во гневе сокрушил богоделанные скрижали (Исх. 32:19), писанные Божественным Духом, но Владыка, сохранив невредимою Родившую Его, поселил Ее ныне в небесных обителях; торжествуя с Нею, будем восклицать Христу: препрославленный Боже отцов и наш, благословен Ты. |
В кимва́лех усты́ чи́стыми, мусики́йски же сéрдцем свéтлым, доброгла́сною трубóю, высóкою мы́слию, Дéвы и Чи́стыя в нарочи́тый избра́нный день преставлéния, дéтельными плéщуще рука́ми, вопиéм: препросла́вленный отцéв и наш Бóже, благословéн еси́. |
На кимвалах чистых уст, музыкою светлого сердца, благозвучной трубою возвышенного размышления в знаменательный избранный день преставления Девы и Чистой, рукоплеща деятельными руками, будем восклицать: благословен Ты, препрославленный Боже отцов и наш. |
Богомýдрии собери́теся лю́дие: Бóжия бо сла́вы Селéние от Сиóна преставля́ется к небеснóму жили́щу, идéже глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, и в весéлии вопию́щих Христý: препросла́вленный отцéв и наш Бóже, благословéн еси́. |
Соберитесь, богомудрые люди, ибо жилище славы Божией преставляется от Сиона в небесное жилище, где чистый голос празднующих, голос несказанной радости, и в веселии восклицающих Христу: препрославленный Боже отцов и наш, благословен Ты. |
2-й канон |
|
Ирмос Не послужи́ша тва́ри богомýдрии па́че Созда́вшаго, но óгненное прещéние мýжески попра́вше, ра́довахуся пою́ще: препéтый отцéв Госпóдь и Бог благословéн еси́. |
Богомудрые не послужили творению более Творца, но, мужественно поправ угрожающий огонь, радовались воспевая: превоспеваемый Господь и Бог отцов, Ты благословен. |
Юноши и дéвы, Дéвы я́же и Богома́тере па́мять чтýще, ста́рцы и мона́си, ца́рие и судии́, пóйте: отéц на́ших Гóсподи и Бóже, благословéн еси́. |
Юноши и девы, старцы и князья, цари и судьи, чтя память Девы, как и Богоматери, пойте: Господь и Бог отцов наших, Ты благословен. |
Да вострýбят трýбою духóвною гóры небéсныя, да ра́дуются хóлми и да игра́ют божéственнии апóстоли: Цари́ца к Сы́ну преставля́ется, с Ним ца́рствующи. |
Да вострубят трубою Духа небесные горы, да радуются холмы, да торжествуют божественные апостолы: Царица преставляется к Сыну, царствуя с Ним. |
Всесвящéнное преставлéние божéственныя Твоея́ и нетлéнныя Ма́тере, преми́рныя вы́шних сил совокупи́ чи́ны весели́тися с сýщими на земли́, Тебé пою́щими: Бóже, благословéн еси́. |
Всесвященное преставление божественной Твоей и нетленной Матери соединило премирные чины вышних сил в радости с поющими Тебе на земле: Боже, Ты благословен. |
Песнь 8-я1-й канон |
|
Ирмос Пла́мень ороша́ющ преподóбныя, злочести́выя же попалия́ющ, Ангел Бóжий всемóщный показа́ отрокóм, живонача́льный же истóчник содéла Богорóдицу, тлю смéрти, и живóт точа́щу пою́щым: Содéтеля еди́наго пои́м изба́вленнии, и превознóсим во вся вéки. |
Пламень всемощный Ангел Божий явил для отроков орошающим преподобных и опаляющим нечестивых; Богородицу же Он сделал начальножизненным источником разрушения для смерти и жизни для поющих: Создателя; единого будем петь, избавленные, и превозносить во все века. |
Глагóлы послéдоваху божéственному ковчéгу свящéнному все мнóжество богослóвов в Сиóне: ка́мо и́деши ны́не, Ски́ние, зовýще, Бóга Жива́го: не преста́й призира́ющи вéрою пою́щия: Содéтеля еди́наго пои́м изба́вленнии, и превознóсим во вся вéки. |
Словами провожало все множество богословов в Сионе ковчег священный, восклицая: куда идешь ныне, Скиния Живого Бога? Не перестань взирать на поющих (с) верою: Создателя единого будем петь, избавленные, и превозносить во все века. |
Якоже воздéвши рýце, исхóдиши, Всенепорóчная, рýце, и́миже Бóга носи́ла еси́ плóтию, со дерзновéнием, я́ко Ма́ти, рекла́ еси́ к Рождéнному: я́же Ми дал еси́, во вéки сохрани́, вопию́щия Тебé: Содéтеля еди́наго пои́м изба́вленнии, и превознóсим во вся вéки. |
Отходя, как бы с воздетыми руками, Всенепорочная, – руками, которыми носила Бога во плоти, с дерзновением матери Ты сказала к Рожденному: сохраняй во веки тех, которых Ты дал Мне, восклицающих Тебе: Создателя единого будем петь, избавленные, и превозносить во все века. |
2-й канон |
Ирмос Отроки благочести́выя в пещи́ рождествó Богорóдичо спаслó есть, тогда́ ýбо образýемое, ны́не же дéйствуемое, вселéнную всю воздвиза́ет пéти Тéбе: Гóспода пóйте, дела́, и превозноси́те Егó во вся вéки. |
Отроков благочестивых в печи сохранило рождество Богородицы*, тогда изображаемое, а ныне находящееся в действии; оно вселенную всю побуждает петь Тебе: пойте Господа, творения, и превозносите во все века. [*) По мнению некоторых святых отцов, ангел, сходивший в пещь вавилонскую к святым отрокам, был Ангел Завета, Сын Божий] |
Па́мять Твою́, Чи́стая Дéво, нача́ла же и вла́сти и си́лы, а́нгели, арха́нгели, престóли, госпóдьства, херуви́ми сла́вят и стра́шнии серафи́ми; человéческий же род поéм и превознóсим во вся вéки. |
Память Твою, Чистая Дева, славят начала, как и власти, силы, ангелы, архангелы, престолы, господства, херувимы и страшные серафимы, и мы, род человеческий, поем и превозносим во все века. |
Иже стра́нно всели́выйся, Богорóдице, в чи́стое чрéво Твоé, воплоща́емь, Сей, всесвящéный дух Твой приéм, у Себé упокóи, я́ко должни́к Сын. Тéмже Тя поéм, Дéво, и превознóсим во вся вéки. |
Это необычайно Вселившийся, Богородица, в чистое чрево Твое при воплощении, Он, приняв всесвященный дух Твой, упокоил у Себя, как должник Сын; посему поем Тебя, Деву, и превозносим во все века. |
О вы́ше ума́ чудéс Приснодéвы же и Богома́тере: во гроб бо всéльшися, показа́ рай; емýже предстоя́ще днесь, ра́дующеся поéм: Гóспода пóйте, дела́, и превозноси́те Егó во вся вéки. |
О, превосходящие понимание чудеса Приснодевы и вместе Богоматери! Ибо вселившись во гроб, Она явила его раем, стоя перед которым сегодня мы радостно поем: пойте Господа, творения и превозносите Его во все века. |
Песнь 9-я1-й канон |
|
Припев: Ангели, успéние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася: ка́ко Дéвая восхóдит от земли́ на Нéбо. |
Ангелы, увидев успение Пречистой, дивились, как Девственная восходит от земли на небо. |
Ирмос Побежда́ются естества́ уста́вы, в Тебé, Дéво Чи́стая: дéвствует бо рождествó, и живóт предобруча́ет смерть: по рождествé Дéва, и по смéрти жива́, спаса́еши при́сно, Богорóдице, наслéдие Твоé. |
Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остается девственным и смерть обручается с жизнью; по рождении (пребывая) девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Свое. |
Дивля́хуся а́нгельския си́лы, в Сиóне сматря́юще своегó Влады́ку, жéнскую дýшу рука́ми нося́щаго: пречи́сто бо Рóждшей сынолéпно провозглаша́ше: гряди́, Чи́стая, с Сы́ном и Бóгом просла́влена бýди. |
Дивились ангельские силы, созерцая Своего Владыку в Сионе принимающим на руки женскую душу; ибо Он пречисто Родившую, как подобало Сыну, приглашал: приди, Чистая, прославься с Сыном и Богом. |
Опря́та лик апостóльский богоприя́тное тéло Твоé, со стра́хом зря́ще, и гла́сом вéлиим веща́юще: в небéсныя дóмы к Сы́ну восходя́щи, спаса́еши при́сно, Богорóдице, наслéдие Твоé. |
Похоронил лик апостолов принявшее Бога тело Твое, со страхом взирая на него и громким голосом вещая: восходя в небесные чертоги к Сыну, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Свое. |
2-й канон |
|
Припев Велича́й, душé моя́, от земли́ на нéбо честнóе преставлéние Бóжия Ма́тере. |
Величай, душа моя, священное преставление Божией Матери от земли на небо. |
Ирмос Всяк земнорóдный да взыгра́ется, Дýхом просвеща́емь, да торжествýет же безплóтных умóв естествó, почита́ющее свящéнное преставлéние Богома́тере, и да вопиéт: ра́дуйся, всеблажéнная Богорóдице, чи́стая Приснодéво. |
Всякий земнородный да ликовствует, просвещаясь Духом, да торжествует и природа бесплотных умов (Ангелов), почитая священное преставление Богоматери, и да восклицает: радуйся, всеблаженная Богородица, чистая Приснодева. |
Прииди́те в Сиóн на божéственную и тýчную гóру Жива́го Бóга, возра́дуемся, Богорóдицу зря́ще: к зелó бо лýчшей и божéственней сéни, я́ко Ма́терь, Сию́ во свята́я святы́х Христóс преста́ви. |
Придите на Сион, (эту) божественную и тучную гору Живого Бога (ср. Пс. 67:16), возрадуемся, взирая на Богородицу; ибо Христос преставил Ее, как Матерь, в скинию гораздо лучшую и божественнейшую, во святое святых. |
Прииди́те, вéрнии, ко грóбу пристýпим Бóжия Ма́тере, и обы́мем сердцы́ и устна́ми, очесы́ и лицéм чи́сто прикаса́ющеся и почерпа́юще исцелéний незави́стныя да́ры от Истóчника прииснотекýщаго. |
Придите, верные, приступим ко гробу Божией Матери и обнимем (его), чисто прикасаясь сердцами, устами, очами, лицом и почерпая обильные дары исцелений из Источника всегда текущего. |
Приими́ от нас песнь исхóдную, Ма́ти Жива́го Бóга, и светонóсною Твоéю и божéственною осени́ благода́тию, импера́тору победи́тельная, христолюби́вым лю́дем мир, оставлéние пою́щим и дýшам спасéние подаю́ще. Светилен Апóстоли от конéц совокýпльшеся зде, в Гефсиманни́стей вéси погреби́те тéло Моé, и Ты, Сы́не и Бóже Мой, приими́ дух Мой. |
Прими от нас надгробную песнь, Матерь Живого Бога, и осени светоносною и божественною Твоею благодатию, подавая императору победы, христолюбивому народу мир, поющим оставление (грехов) и душевное спасение Апостолы! Собравшись с концов (земли) здесь, в Гефсиманском селении, погребите тело Мое, и Ты, Сын и Бог Мой, прими дух Мой. |
27.08.2019