Преображение — подготовка к Воскресению

Беседа о духовном смысле праздника Преображения Господня с насельником Спасо-Преображенского монастыря иеромонахом Иларионом.

     — В Евангелии описано много значимых событий, но не всякому из них посвящен двунадесятый праздник. Почему событие Преображения столь важно?

     — Преображение стоит в ряду других событий земной жизни Христа, в котором Он открывается Своим ученикам как Мессия, как Бог. Тот богословский смысл, который заключен в Преображении Господа, имеет большое значение в деле личного спасения каждого человека — обожения. Этот праздник напоминает нам, что человек, очистивший свое сердце, становится способным увидеть то, что прежде было сокрыто. Как говорит святой Григорий Палама: «Человек, ставший причастным Божественной энергии, сам весь становится как бы светом, соединяется со Светом и вместе со Светом в полном сознании видит то, что без таковой благодати остается сокрытым для всех». То есть человек начинает видеть Бога, Который, будучи Светом, обитает в нем.

     — Господь берет с Собой на гору троих апостолов — Иакова, Иоанна и Петра. Почему именно они сподобились видеть Его преображение?

     — Это были ближайшие ученики Иисуса Христа. Они находились с Ним рядом и при других обстоятельствах — например, при исцелении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Лк. 8, 51). Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Они превосходили прочих: Петр — сильною любовью к Иисусу, Иоанн — особенною любовью к нему Иисуса, а Иаков — делами своими».

     — Что хотел показать Учитель? Для чего Он взял их с Собою?

     — Мы помним, что за шесть дней до Преображения между Господом и Его учениками состоялся очень важный разговор о том, за кого почитают Его люди. Кто-то говорил, что за Илию Пророка, кто-то — за Иоанна Крестителя. И только апостол Петр исповедал своего Учителя Сыном Божиим. Этот момент очень важен, т. к. Господь начинает говорить о грядущих страданиях, и апостол Петр в ужасе умоляет Его: да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22). То есть даже апостол Петр не может принять того, что подвиг Мессии связан со смертью. Господь преображается перед Своими учениками за 40 дней до Своей крестной смерти. Таким образом Он готовит Своих учеников к той мысли, что страдания для Него неизбежны, но за ними — слава Воскресения.
В стихирах на Великой вечерне этого праздника говорится: «прежде Креста Твоего, Господи, поим ученики на гору высоку, преобразился еси перед ними… показати хотя воскресения светлость». Господь являет апостолам славу истинного Бога, чтобы они не устрашились впоследствии и поняли, что страдания принимаются Им добровольно для спасения человечества.

     — Если событие Преображения непосредственно предшествовало Распятию и Воскресению Господа, то почему праздник приходится на летнее время?

     — Событие Преображения происходило незадолго до начала спасительных страданий. Кто-то предполагает, что это произошло непосредственно за сорок дней до смерти Христа, но это число символическое. И так как отмечать этот праздник в период Великого поста не совсем удобно, то его перенесли на 19 августа, так как через сорок дней Церковь отмечает Воздвижение Честнаго Креста Господня (27 сентября), когда мы вновь вспоминаем Его страсти и смерть на кресте.

     — На горе Фавор Господь беседует с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. Почему именно с ними?

     — Явление Моисея и Илии во время преображения, по словам святителя Иоанна Златоуста, есть свидетельство Божественной природы Христа, так как Он имеет власть над жизнью и смертью, небом и землей: «Для того-то и являются здесь и умерший, и еще не испытавший смерти», — говорит святитель. Эту мысль развивает и святой Иоанн Дамаскин, говоря, что перед Христом как перед Владыкой всего предстали представители трех миров: от земли — апостолы, с небес — Илия, Моисей же от мертвых.

     — По свидетельству евангелиста Матфея, первый вопрос, который задали Хрис­ту ученики уже на спуске с горы, был таким: «как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» (Мф. 17, 10). Почему именно такой вопрос они Ему задали, в чем его смысл?

     — Апостолы опирались на пророчество Малахии, который говорит о том, что перед пришествием Мессии — или перед наступлением дня Господня — придет Илия. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их (Мал. 4, 5–6). И Господь не отвергает слов Писания, Он говорит: правда, что Илия должен прийти прежде и устроить все (Мк. 9, 12). И невольно у апостолов возникает недоумение: если перед пришествием Мессии должен прийти Илия, то о каком страдании Сына Человеческого может идти разговор? Ведь Илия, взятый живым на Небо, победивший на горе жрецов Ваала, был для них символом абсолютной победы. Далее Иисус Христос, отвечая на их вопрос, говорит: Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем (Мк. 9, 13), подразумевая Иоанна Крестителя, который родился в духе и силе Илии (см.: Лк. 1, 17) и который в своих действиях явился прообразом Илии. И если с ним так поступили, то что же сделают с Самим Мессией? Мы видим, как Господь продолжает готовить апостолов к тому, что страдание неминуемо, но им эту мысль по¬прежнему трудно принять.

     — Евангелист Лука очень ярко передает эмоциональное состояние апостола Петра в момент Преображения: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил» (Лк. 9, 33). А почему Петр не знал, что говорил? Почему он был так счастлив?

     — Девятая глава Евангелия от Марка, повествующая о Преображении Господнем, начинается с той мысли, что есть люди в окружении Хрис­та, которые еще при жизни увидят Царствие Божие (см.: Мк. 9, 1). Этими людьми и стали апостолы Петр, Иоанн и Иаков. И видя эту славу Царства Небесного и Бога в ней, им, конечно же, хотелось продлить мгновение, то есть сделать ощущение Неба на земле постоянным. Поэтому апостол Петр и радуется. А то, что он говорил: «сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии», опять же показывает, что он беспокоился о будущем своего Учителя и не желал принять мысль о Его будущих страданиях. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «видя гору и уединенную пустыню, он подумал, что самое место доставляет безопасность, и не только надеялся на безопасность места, но и думал, что Иисус не пойдет уже в Иерусалим. Петр хочет, чтобы Христос остался здесь навсегда, потому и напоминает о шатрах. Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет».

     — «Притецем к Петру и Зеведеевым и вкупе с онеми Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего». Что означают эти слова из праздничного канона, как нам достигнуть Фаворской горы?

     — Господь дает возможность увидеть славу Царствия Божия телесными очами еще при жизни не только трем Своим ученикам, но и каждому, кто будет идти по пути духовного совершенствования, ибо чистые сердцем Бога узрят (ср.: Мф. 5, 8). Святитель Григорий Палама говорит, что дабы видеть Божественный свет телесными очами, как видели его апостолы на Фаворской горе, нам нужно быть причастниками этого света — быть преображенными им. Поэтому каждый должен стремиться к чистоте духовной, чтобы стать причастником Божества.


22.08.2019
Календарь 2024