День Святой Троицы. Пятидесятница

     16 июня, в день Святой Троицы, Пятидесятницу, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Гермоген. За ранней Литургией молилось 107 человек, 48 человек причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий в сослужении иеродиакона Серапиона. За поздней Литургией молилось 214 человек, 93 из которых причастились Святых Христовых Таин. По традиции, сразу после окончания Литургии была совершена Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв. По окончании богослужения был совершен чин о Панагии.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий. За бдением молилось 128 человек.

     ФОТО


Святой праведный Иоанн Кронштадский

 Слово в День Святой Троицы

     При наступлении дня Пятидесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и напол­нил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и исполнились все Духа Святаго и начали го­ворить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1—4).

     Пресвятая Троице, даруй мне слово на день Твои! Да будет слово мое, бреннаго человека, достойно, насколько возможно, Твоей святыни, благости и правды, Твоей пре­мудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему челове­ческому роду; Твоего света неприступнаго, Твоей красоты! Вот, чем я начинаю слово в великий день Пятидесятницы, или сошествия св. Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно — посильною хвалою Троице.

     А вы, братия и сестры, чада Церкви святой, соборной и Апостольской, со вниманием его послушайте.

     Предмет слова — высочайший, как превысок над всем созданием своим Господь Бог безначальный, троичный Ли­цами и единый в существе Своем. В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торже­ственно открылась св. Троица — Бог Отец, пославший Ду­ха Святаго Апостолам, по ходатайству Сына Своего Госпо­да Иисуса Христа, и Дух Святый, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их ве­щать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали.

     Дух Святый просветил и возродил Апостолов и все со­брание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякаго греха, от всякой страсти плоти и духа, освятились и утвердились непоколебимо в вере, на­дежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым; и сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во все концы мира и насадить веру в Него; ибо без веры никому невозможно спастись и начать новую жизнь; кто во Христе, тот — но­вая тварь (2 Кр. 5, 17).

     Чтобы осмыслить, как должно, настоящий праздник Пятидесятницы или чудеснаго сошествия Св. Духа — всеблагаго, всемогущаго Творца, Просветителя, Обновителя и Утешителя словесной твари, — вспомним, по руководству слова Божия, каким был сотворен человек Богом в начале и каким он стал по своем вольном падении. Хотя тысячу тысяч раз всем известно, но повторим и еще известное, что человек сотворен по образу и подобию Божию с безсмертною душею, с свободною волею и с двумя возможностя­ми — утвердиться навсегда в святости и послушании Тво­рцу чрез исполнение какой-либо заповеди, и вечно не гре­шить и не умирать и с возможностью преступить заповедь Творца и подвергнуться греху и смерти и всем безчисленным вредным последствиям своеволия, и из существа добраго, простого, стать злым и лукавым; ибо один Бог не может никогда пасть и измениться. Заповедь Творца была нарушена: человек впал в непослушание и лукавство, раз­двоился, стал чувствовать мучительную склонность ко вся­кому злу и неестественное равнодушие и холодность, не­благодарность к Богу, излившему на человека всякия мило­сти для души и тела.

     Человек должен был закалить себя, как закаляется гли­няный горшок в огне, чрез исполнение заповеди Творца и остаться твердым в преданности Ему, а он закала и испы­тания не выдержал, не хотел выдержать, и разбился,— сде­лался лукавым и смертным, и таковым стало все человече­ство, от него происшедшее. Каждый человек стал чувст­вовать в себе войну и натиск греховных страстей, вражду к Богу Творцу, противление Его законам, склонность ко вся­кому беззаконию: люди стали враждовать и между собою, воевать друг с другом и, чтобы зло не сделалось скоро все­общим и люди не истребили друг друга, Господь смешал языки человеков; они не стали понимать друг друга и при­нуждены были разойтись в разныя стороны.

     Человек пал по хитрому обольщению змия-человеко­убийцы, как младоумный, неопытный, — и подвергся страшным бедствиям греха, проклятия и смерти. По чело­веколюбию к падшему Творец Сам восхотел быть Его Ис­купителем и Спасителем и взять на себя грех рода человеческаго под условием веры человека в своего Искупителя и послушания Ему. Господь, как премудрый Врач Своего создания, врачует подобным подобное; Творец принимает на Себя образ человека, пребывая Богом; растет и живет с человеками, — общится, единится с ними, беседует с ними, просвещает их Божественным словом, учит их притчами и простыми заповедями, врачует болезни, воскрешает мер­твых, изгоняет бесов; как Бог, повелевает всеми стихиями природы, страдает за грехи людей, как повинный, будучи ни в чем не виновен, ни в едином грехе, — чтобы за­платить долг правосудию Божию; своею правдою и своими страданиями побеждает смерть и воскресает из мертвых, всех уверив в будущем общем воскресении, и по сорокад­невном пребывании после воскресения, и многократных осязательных явлений ученикам — возносится на небо и получает и по человечеству власть над всем миром. Славно, премудро до конца совершил Господь дело Отца Своего небеснаго.

     Особенно важнейшим делом Его было приготовить уче­ников, как посланников в мир, как просветителей и учите­лей человеческаго рода, — как соль земли, как свет мира, — и Он в продолжение трех лет учил их великому делу святого Своего посольства и спасению человеков.

     По Своем вознесении на небеса надобно было послать им Духа Святаго, именно в виде огненных языков, чтобы просветить их, изваритъ их грех, укрепить в правде, обожить их и сделать их столпами веры и Церкви Своей. И это величайшее чудо совершилось в день Пятидесятницы, т. е. после пятидесяти дней после славнаго Его воскресения и в десятый по вознесении на небо, — и с того времени Дух Святый пребывает в Церкви Христовой и будет в ней до скончания века, чтобы могущественно совершать спасе­ние верующих. Он и совершает во всех нас верующих чуд­ное дело спасения, насколько кто имеет веры и усердия. Кто из вас этого не знает, не чувствует? Кто не испытал на себе благодати прощения грехов, утешения в сердцах и со­вести, после сердечнаго покаяния во грехах, после испол­нения добраго дела и после причащения святых, животворя­щих Тайн? А это совершается Духом Святым. Кто не испы­тал на себе утешения и радости при совершении Богослужения благочинном и благоговейном, или при слушании и чтении слова Божия? Кто не испытал на себе обновления благодатнаго? Ибо Духом Святым всяка тварь словесная обновляется, очищается от скверны греха и освящается.

     Празднуйте же в радости этот великий день сошествия Св. Духа на Апостолов и на Церковь Христову и старайтесь быть достойными ея членами.

     Святому Духу — всякая всеспасительная вина: аще ко­ему сей по достоянию (по достоинству) дхнет (вдохнет) скоро вземлет от земных возращает, восперяет, устрояет горе. Аминь.


15.06.2019
Календарь 2024