Неделя 4-я Великого поста. Благовещение Пресвятой Богородицы

     07 апреля, в Неделю четвертую Великого поста, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Гермоген. За ранней Литургией молилось 178 человек, 81 человек причастился Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий в сослужении иеродиакона Серапиона. За поздней Литургией молилось 242 человека, 114 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии братией монастыря был совершен чин о Панагии.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий. За бдением молилось 153 человека.

     ФОТО


         Воскресное Апостольское чтение Недели 4-й Великого поста,

         Евр., 314 зач., VI, 13-20

     13Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

     14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

     15И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

     16Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

     17Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

     18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

     19которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

     20куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

          Воскресное Евангельское чтение Недели 4-й Великого поста,

         Мк., 40 зач., IX, 17-31

     17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 

     18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

     19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

     20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

     21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 

     22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

     23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

     24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

     25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

     26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

     27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

     28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

     29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

     30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

     31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.


Митрополит Антоний Сурожский

 Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

     Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

     А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

     И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему...

     Слово "раба" в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа...

     В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух... Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

     Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.


07.04.2019
Календарь 2024