Неделя 2-я Великого поста. Cвятителя Григория Паламы

     24 марта, в Неделю вторую Великого поста, память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалони́тского, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Алипий. За ранней Литургией молилось 105 человек, 53 человека причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий в сослужении иеромонаха Филарета. За поздней Литургией молилось 144 человека, 63 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании литургии иеромонах Гермоген отслужил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Наместник игумен Макарий. За бдением молилось 96 человек.

     ФОТО


     Воскресное Апостольское чтение Недели 2-й Великого поста,
     Евр., 304 зач., I, 10 - II:

    10В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;

     11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

     12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

     13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

     14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

     ГЛАВА 2.

     1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

     2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

     3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

     Воскресное Евангельское чтение Недели 2-й Великого поста,
     Мк., 7 зач., II, 1-12: 

     1Пришел Иисус в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

     2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

     3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

     4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

     5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

     6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

     7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

     8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

     9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

     10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

     11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

     12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.


Митрополит Омский и Таврический Владимир

Слово в Неделю 2-ю Великого поста

     Если бы все злые и пустые слова, когда-либо произнесенные людьми, вдруг зазвучали одновременно, от такого ужасающего грома мгновенно рассыпался бы во прах этот мудрый мир. Трудно и представить себе подобное. Однако мы знаем, как от коварных учений и безумных призывов вспыхивали мятежи и войны, разрушались государства и шли на гибель народы.

     В слове сокрыто величайшее могущество. Священное Писание именует Словом пришедшего спасти человечество Сына Божия. Отец светов "восхотев, родил... нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иак. 1, 18). Дар речи есть бесценный дар Господа человеку. Но горе тому, кто использует этот дар Божий во зло!

     Ни одно сказанное нами слово не исчезает бесследно, за каждое из них мы должны будем дать ответ перед Господом. Безумными, гневными или клеветническими речами можно убить человека. Что еще страшнее, лукавыми словами обольщения можно погубить его бессмертную душу. И ко всему, занимаясь даже кажущейся безобидной, но пустой болтовней, мы опустошаем собственные души.

     Пост есть углубление в собственную душу для очищения ее тайников и закоулков от скверны греха. А как сможет углубиться в себя празднослов, если все его устремления — во внешний мир, где он красуется перед другими людьми своими речами?

     Пост приводит человека в общение с Богом. Но как расслышит голос Господень в своей душе тот, кто занят постоянным словоговорением, так что слышит только собственный голос? Потому-то и предупреждает нас святой апостол Иаков: «всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова» (Иак. 1, 19).

     Сам Господь наш Иисус Христос удалялся в пустыню для безмолвной беседы с Отцом Своим. Со времен первохристианских, ищущие совершенства подвижники, удалялись в уединенные обители, скиты и пещеры, где души их открывались Богу.

     Во вторую Неделю Великого поста мы празднуем память духоносного учителя Церкви, святителя Григория Паламы, утвердившего учение исихазма — благого безмолвия, сопряженного с непрестанной внутренней молитвой.

     Благое безмолвие, о котором говорят нам святоотеческие писания — это не простое молчание. Человек может молчать и в то же время предаваться беспредметным мечтаниям, греховным мыслям, гневу, зависти или гордыне. Благое же безмолвие есть внутреннее молитвословие, внутреннее молитвенное призывание Господа.

     Основу умного делания составляет молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эти несколько слов заключают в себе и покаяние, и исповедание веры, и Богопознание. Не только отшельникам и монахам необходима молитва Иисусова. Это великое духовное оружие может послужить каждому христианину. Когда одолевают нас греховные помыслы и бесовские соблазны, начнем повторять про себя Иисусову молитву — и, устрашившись Имени Спасителя нашего Иисуса Христа, оставят нас бесы, враги спасения нашего.

     Благое молчание, которое утверждал своей жизнью и своим учением святитель Григорий Палама, — это и преклонение перед величием слова Божия через смирение гордого человеческого языка, которым мы часто пытаемся поучать ближних, сами не зная истины.

     Возлюбленные о Господе братья и сестры!

     В наши дни высоко взметнулись мутные волны злоречия, грозя захлестнуть и погрести под собою множество человеческих душ. Этим потоком размыта тонкая преграда между праведным обличением греха и неправедным осуждением ближнего. Все ищут виновников общественных бед и неустройств во внешнем мире, но редко кто осознает собственный грех. Общество заражено враждой, а где царит человеческая ненависть, там нет места Божественной любви.

     Тлетворное злоречие поселяется между самими близкими людьми. Жены осуждают мужей, мужья — жен, дети судят родителей.

     «Язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны...» — предупреждает нас Апостол и продолжает: — «Он (язык) исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.» (Иак. 3, 6-11).

     В эти святые дни Великого поста постараемся же, дорогие братья и сестры, сохранять себя от пустых и злых слов, да ниспошлет нам Господь сладость благодатных молитв, братолюбия и мира. Прислушаемся к совету святителя Григория Паламы: «Положи начало жизни совершеннейшей и обнови себя, уготовляя себя к принятию будущих вечных благ». Аминь.


24.03.2019
Календарь 2024