История развития Литургии

Хуан Матеос

Развитие византийской Литургии

Часть 6

Анафора — Епиклезис

     В византийской Литургии Анафора начинается с диалога между епископом или священником и народом. До начала диалога диакон призывает людей встать должным образом: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое приношение в мире приносити». На этот призыв люди отвечают фразой, которая часто понимается неправильно: «Милость мира, жертву хваления», если перевести греческий текст дословно, но что это означает? Нам поможет в этом Армянская Литургия, в ней мы находим такой перевод: «Милость, мир, жертву хваления». Эти три слова относятся к слову «возношение» в предшествующей фразе, т. е. смысл ответа людей звучит так: «(Святое возношение — это) милость, (это) мир, (это) жертва хваления».

     Тогда служащий священник преподаёт людям торжественное благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами», используя цитату из 2 Кор. 13:13. Мы объясним эти слова позже, когда будем обсуждать плоды Причащения.

     После приглашения вознести сердца, священник призывает людей возблагодарить Господа, и народ соглашается, говоря: «Это достойно и праведно». После этого короткого ответа раньше читалась вслух последующая молитва, которая начиналась с тех же самых слов. Только позднее, когда молитвы стали читаться молча, к первоначальному ответу была добавлена дополнительная фраза, с тем, чтобы удлинить пение. Эта фраза: «...есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Однако, в результате этого добавления, смысл ответа изменился, т. к. возношение хвалы Святой Троице заменило первоначальный смысл благодарения Богу.

     Сейчас мы подходим к самой Анафоре. Первая молитва, читаемая перед "Свят, Свят, Свят...", в римском обряде называется "префацио". Литургическое значение этого слова — торжественное возглашение, что-то, что читается вслух перед собранием.

     "Санктус" ("Свят, Свят, Свят...") не встречается в наиболее старых анафорах, так что это была единая молитва; после добавления "Санктуса" единая молитва была разделена на две части. Нынешняя молитва перед "Санктусом" воздаёт Богу хвалу и благодарение за Его чудеса, за создание и искупление в целом. После "Санктуса" хвала продолжается, подходя к пришествию Христа, и заканчивается рассказом об установлении Евхаристии.

     Немедленно после этого следует "Анамнезис", т. е. особое воспоминание тайны нашего спасения, и "Эпиклезис", или призывание сошествия Духа Святого, которое и завершало древний тип анафоры.

     Таким образом, анафора, которая по сути является единой большой молитвой, имеет три части: молитва хвалы и благодарения Богу от нашего имени за Его чудеса, разделённая "Санктусом" на две части, и "Анамнезис"-"Эпиклезис", которые следует воспринимать вместе. Воспоминание усопших и живых, которое сейчас следует за "Эпиклезисом", было добавлено позже.

 

Анафора Ипполита

     Чтобы показать на примере основную структуру древней Анафоры, я хочу воспользоваться анафорой из Литургии Ипполита Римского, датируемой третьим столетием. После обычного вступительного диалога епископ цитирует вслух всю анафору, как единую молитву, без разбивки.

     Мы приведём её в соответствии с указанным выше разделением: «Хвалу Тебе воздаём, Боже, через Твоего возлюбленного Сына Иисуса Христа, Которого Ты послал нам в последние времена, как Спасителя и Искупителя и Ангела Твоего Совета. Он — Твоё Слово, неотделимое от Тебя, которым Ты всё сотворил и в котором Твоё благоволение. Его Ты послал с Небес в утробу Девы, и Он был зачат внутри Неё и стал плотию, показав через рождение от Духа Святого и Девы, что Он Твой Сын. Он исполнил Твою волю, и приготовил для Тебя народ святой, Он руки распростёр в страдании, чтобы верующих в Него избавить от страданий. Он, когда был предаваем на добровольные страдания, чтобы упразднить смерть, и разорвать узы диавола, и сокрушить ад, и просветить праведников, и восстановить порядок Своим Воскресением, взяв хлеб, и воздавая Тебе благодарение, сказал:

     „Приимите, ядите, это Тело Моё, которое за вас преломляется во оставление грехов.“

     Подобным образом и чашу, говоря:

     „Это Кровь моя, за вас проливаемая.

     Когда творите это, творите в Моё воспоминание.“

     (Анамнезис)

     Воспоминая, таким образом, его смерть и Воскресение, мы предлагаем Тебе эти Хлеб и Чашу, благодаря Тебя, ибо Ты позволил нам стоять перед Тобой и священнодействовать Тебе,

     (Эпиклезис)

     И мы молим Тебя, чтобы Ты послал Духа Своего Святого на приношение Твоей Святой Церкви, и даровал всем причастникам быть едиными, чтобы они могли исполниться Духом Святым для утверждения их веры во истине, что мы можем хватить и прославлять Тебя, через Твоего возлюбленного Сына, Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и честь, со Святым Духом, во Святой Твоей Церкви, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.»

     Мы видим, что "Санктуса" здесь нет, и что "Анамнезис-Эпиклезис" построены, как единый элемент.

Анафора свт. Иоанна Златоуста

     В Анафоре Златоуста первая часть начинается с рассматривания истории спасения: сотворения, греха, искупления и будущей вечной жизни в Царстве Божием. Как и вся Анафора, эта часть адресована Богу Отцу. Мы также воздаём благодарение за все благодеяния, дарованные нам, и за нынешнюю Литургию, которую Бог благоволит принять из наших рук, хотя у Него в Небесах есть великая Литургию всех ангелов, которые воспевают его триумфальным гимном: «Свят, Свят, Свят...»

     В Римском обряде «Свят, Свят, Свят...» приписывается вкупе ангелам и людям; и византийской Литургии он описывается, как песнь ангелов; лишь после "Санктуса" Церковь присоединяет своей голос к небесному хору. Молитва продолжается рассуждением о любви Божией к человечеству, любви, ради которой он послал Сына Своего чтобы совершить Божественный план спасения, начавшийся непосредственно после первородного греха. Косвенное упоминание Страстей Христовых вводит рассказ о Тайной Вечере и установлении Евхаристии.

 

Заповедь

     Трудно понять, почему заповедь Христа «Сие творите в Мое воспоминание» в анафоре св. Иоанна Златоуста не упоминается после слов о Чаше. Это единственная анафора, как в Восточных, так и в Западных Церквах, где отсутствуют эти слова. Мы естественно находим её в Литургии свт. Василия Великого.

     С другой стороны, наличия заповеди требуют следующие слова "Анамнезиса": «Поминающе убо спасительную сию заповедь... и вся яже о нас бывшая... Еще приносим Tи... и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго...»

     Эта заповедь, в единственном числе, не может относиться к двум действиям: «Приимите, ядите», «Приимите, пейте». Кроме того, если бы заповедь относилась к этим словам, её исполнение заключалось бы в принятии хлеба и вина и вкушении их. Так что, если исполнение заповеди, согласно "Анамнезису-Эпиклезису", состоит в воспоминании, в приношении даров и просьбе о преложении даров в Тело и Кровь Христовы, то под самой заповедью здесь понимаются именно слова: «Сие творите в Мое воспоминание».

     В этой заповеди Спаситель указывает нам воспоминать и творить. Поэтому в "Анамнезисе-Эпиклезисе" мы находим оба элемента: воспоминание и действие. Воспоминание очевидно; действие состоит в предложении даров и призывании на них Духа Святого.

Анамнезис

     Отметим, что в "Анамнезисе" вспоминаются не только таинства Страсти и Воскресения Христова, но также и Вознесение, седение одесную Отца и второе Пришествие. Таким образом, сюда включено всё таинство нашего спасения, вплоть до воскресения тел; только тогда искупление будет полным, ибо «и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим., 8, 23); это искупление является нашим воскресением, необходимым следствием Христова Воскресения, ибо «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор., 15, 13, 20, 22); но эту жизнь вечную даёт нам именно Евхаристия: «Ядущий Мою плоть и пиющий мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин., 6, 54).

 

Эпиклезис

     Ранее в Литургии мы уже встречали некоторые упоминания "Эпиклезиса" в молитве перед Символом веры (молитва проскомидии, т. е. приготовления Даров): «... и вселитися Духу благодати Твоея Благому в нас, и на предлежащих Дарех сих, и на всех людех Твоих».

     В этой молитве о схождении Святого Духа говорится как о будущем событии; в "Эпиклезисе" священник обращается к Небесному Отцу с прямой просьбой: «Низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащыя Дары сия. И сотвори убо Хлеб Сей, честное Тело Христа Tвоего. А еже в Чаши Сей, честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым».


07.12.2018
Календарь 2024