Преображение Господне

     18 августа, в субботу, накануне праздника Преображения Господня, Наместник обители игумен Макарий возглавил Всенощное бдение. Ему сослужили: иеромонах Гермоген, иеромонах Филарет, иеродиакон Харалампий и иеродиакон Серапион. За бдением молились 210 человек.

     19 августа, в воскресенье, в самый день престольного праздника, в обители была совершена Божественная Литургия, которую возглавил Наместник обители игумен Макарий. Ему сослужили иеродиакон Харалампий и иеродиакон Серапион. За Литургией молилось 412 человек, 222 человека причастились Святых Христовых Таин.

     По окончании Литургии был совершен Крестный Ход, освящены плоды нового урожая и организована общая трапеза

ФОТО


Архимандрит Рафаил (Карелин)

Слово на Преображение Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

     В каменной гряде Галилейских гор, окружающих Тивериадское озеро, как ряд крепостных стен с мощными башнями из булыжника и известняка, высится гора Фавор. На ее вершине находится небольшой греческий храм, а невдалеке — остов древней, разрушенной временем и войнами церкви и руины зданий, когда-то представлявших собой сторожевой пост римских легионеров или крепость, построенную мятежными иудеями, бросившими вызов могучей Империи.

     Во времена земной жизни Христа Спасителя это была пустынная, заросшая кустарником и низкорослыми деревьями гора. На ее вершину Господь поднялся вместе с тремя Апостолами. Там перед учениками явил Он в зримом образе Свое Божественное величие: вечный Свет Божества, более яркий и чистый, чем лучи солнца, Свет, который не ослеплял, а наполнял душу неизъяснимой радостью, небесным покоем и блаженством.

     Этот Свет был откровением дивной красоты Божией, в сравнении с которой вся чувственная земная красота показалась бы темной, мрачной ночью, а земные наслаждения, если бы слить их в одну чашу, — напитком, горьким, как полынь. Этот Свет был началом, источником и полнотой бытия. На горе Преображения человеческой мысли ничего не хотелось знать, но только созерцать вечный, несотворенный Свет. Человеческое сердце ничего не могло желать, кроме одного — всегда пребывать в лучах Фаворского Света.

     Перед Апостолами открылось таинство вечной жизни, как вечное озарение Божественным Светом, где в каждом мгновении — полнота всего счастья; и в то же время это счастье постоянно увеличивается и раскрывается в новых волнах Божественного Света. Поэтому вечная жизнь — это всегда новое, всегда неведомое, всегда нежданное, всегда дивно прекрасное и неповторяющееся в своей красоте.

     Почему Господь взял с Собой трех Апостолов, а не всех Своих учеников? Потому, что среди двенадцати был Иуда — Богоотступник и предатель, недостойный видения Преображения и озарения Божественным Светом. В сердце Иуды царил ад, в нем клубился черный огонь преисподней. Иуда не мог и не должен был воспринимать Божественный Свет, Который он уже согласился продать за тридцать сребреников. Три ученика стали тремя свидетелями Преображения. Им предстояло во время грядущих испытаний укрепить других Апостолов в вере и надежде, что Христос — истинный Сын Божий.

     Апостолы с изумлением увидели, как перед Христом предстали два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Ним. Илия окружен в Ветхом Завете особым почитанием. Его служение сокровенно и мистично. Это — огненный дух веры, который противостоит тлетворному духу языческих цивилизаций и культу человеческих страстей. Это — то духовное пламя, угасить которое не может сатанинский дух, воплощающийся в тиранах и диктаторах на протяжении всей мировой истории и готовящийся с особой силой проявиться в лице грядущего антихриста — «апостола» и медиума сатаны.

     Дух Илии — это всецелая преданность Богу, внутреннее очищение человеческого ума и сердца, делающее человека еще при жизни ангелоподобным. Это огонь любви к Богу, любви требовательной, безкомпромиссной, которая может показаться суровой и даже жестокой, жертвенно помогающей всякому добру и в то же время, как пламя, испепеляющей грех и зло. Илия должен прийти в конце мира. Он — Предтеча Второго Пришествия Христова. Он придет в то время, когда зло примет невиданные ранее колоссальные размеры и изощренные формы, когда земная власть и сам руль истории неожиданно окажутся в руках антихриста.

     Антихристом завершится та Богоборческая ветвь человеческого рода, которая началась с Каина, протянулась к Нимвроду, дала миру, как ядовитые гроздья, древних и новых тиранов, убийц и насильников человечества. Квинтэссенция мирового зла — антихрист.

     С Христом беседовал пророк Моисей. Он назван Боговидцем. На Синае Моисей принял от Бога Закон, но этот Закон должен был раскрыться и высветиться в своих глубинах на Голгофе. Этот Закон предвозвещал Евангелие; оно содержалось в нем, как сердце в груди человека, или как семя носит в себе начаток прекрасного цветка. На Синае Моисей просил Господа показать ему Свое лицо, но услышал в ответ, что может видеть только след Божества.

     Толкователи Библии объясняют, что «следом» и «тенью» Божества назван видимый мир, который учит Боговидению и Богопознанию, а также — написанный Закон. Лик Божества — это само существо Божества, которое остается неведомым даже для светозарных духов. Наиболее четкое определение Божества — Бог, не постижимый мыслью и не выразимый словом.

     Изумленные величественной картиной собеседования Господа и двух Его пророков, Апостолы пали на землю. Но вот все кончилось. Христос стоял один.

     Господи! хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4), — сказал Петр. Ему хотелось навсегда продлить время Преображения. Это была радость будущего Небесного Царства. Только в лучах Божественного Света сердце человека получает истинную отраду и покой, ум его постигает сверхлогическую и сверхчувственную тайну бытия. Но свет угас. Нужен был подвиг жизни, апостольские труды и мученическая смерть, чтобы навеки стяжать в себе Божественный Свет, чтобы войти в его безконечное Царство. Господь показал ученикам Свет Божества. Теперь они должны достигнуть его в духовной борьбе с плотью, миром и демоном. Для Христа Фавор предшествовал Голгофе, для последователей Его Голгофа предшествует Фавору.

     Апостол Петр писал христианам в своем Соборном Послании: Вы — род избранный, царственное священство (1 Пет. 2, 9). Божественный Свет Преображения делает душу человека алтарем храма, а сердце — жертвенником, на котором приносится Богу непрестанное священнодействие молитвы.

     Божественный Свет изображается на иконах как нимб вокруг лика святого. Это драгоценная корона, которой Господь венчает победителей. Божественный Свет Преображения — это тайна будущего века, когда в огне сгорят небеса и земля и будут новая земля и новое небо.


19.08.2018
Календарь 2024