Неделя 11-я по Пятидесятнице

     12 августа, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, в обители были совершены две Божественные Литургии.

     Раннюю совершил иеромонах Алипий в сослужении иеродиакона Серапиона. За ранней Литургией молилось 102 человека, 22 человека причастились Святых Христовых Таин.

     Позднюю Литургию совершил Наместник игумен Макарий. Ему сослужили иеромонах Иларион и иеродиакон Харалампий. За поздней Литургией молилось 118 человек, 39 из которых причастились Святых Христовых Таин. По окончании Литургии иеромонах Филарет отслужил водосвятный молебен.

     Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил иеромонах Гермоген. За бдением молилось 49 человек.

     ФОТО


        Воскресное Апостольское чтение Недели 11-й по Пятидесятнице

        1 Кор., 141 зач., IX, 2-12:

     2Печать моего апостольства - вы в Господе.

      3Вот мое защищение против осуждающих меня.

      4Или мы не имеем власти есть и пить?

       5Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

       6Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

       7Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

       8По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

       9Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

       10Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

      11Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

       12Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

 

       

        Воскресное Евангельское чтение Недели 11-й по Пятидесятнице

      Мф., 77 зач., XVIII, 23-35:

     23Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

      24когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*; 

      25а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

      26тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

      27Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

      28Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

      29Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

      30Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

      31Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

      32Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 

     33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

      34И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

      35Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.


Архимандрит Кирилл (Павлов)

Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие о Господе братия и сестры! Сегодня для нашего научения и утверждения в истинах христианской жизни предложена нам крайне важная и назидательная евангельская притча, которую каждый из нас да постарается поглубже запечатлеть в своем сердце. Евангельская притча, ныне слышанная нами, изображает, с одной стороны, безмерное милосердие Господа и Бога, по которому Он за один вздох сердечного раскаяния, за одно слово молитвы прощает нам все долги, все оскорбления, причиненные Божественной Его Правде, - и мыслью, и делом, и намерением, с другой - представляет крайнее жестокосердие человека, по которому он, не внимая слезам и просьбам собрата, готов за неуплаченный долг подвергнуть его поношению и разрушить навсегда его благополучие.

     Царство Небесное, - говорит Спаситель, - подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов (на наши деньги - непомерной величины сумма, баснословное богатство); а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 23-35).

     Видите, дорогие братия и сестры, чему научает нас притча эта? Она учит, что Господь немилостив бывает к нам, если мы сами немилостивы; что Он не прощает и согрешений наших, если мы сами не прощаем ближним нашим их согрешений против нас. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, - вразумляет нас и в другом слове Своем Спаситель наш, - то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).

     И как, братия, не быть нам милостивыми к ближним нашим и не прощать их согрешений против нас, когда Сам Отец наш Небесный любит всех нас? Он благ и к неблагодарным и злым. Он повелевает солнцу светить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (см.: Лк. 6 35; Мф. 5, 45). Ясно, что и мы должны любить тех, кого Сам Господь любит; и мы должны быть так же милосерды, как милосерд Отец наш Небесный. Такой-то именно любви, то есть любви к добрым и злым, и такого-то милосердия по Своему великому человеколюбию и требует от нас Спаситель: Любите врагов ваших, - говорит Он, - благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). И кто из христиан этой любви и милосердия ко всем, в том числе и к врагам своим, не имеет и не проявляет, тот, по учению Спасителя, не вправе считать себя и истинным христианином - членом Христианского Царства любви и мира.

     Требуя от нас человеколюбия, Господь наш Иисус Христос как дела милосердия нашего, так и сделанную нами по отношению к ближним жестокость относит к Самому Себе: "Поелику, - говорит Он, - вы сделали сие добро одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, и поелику не сделали одному из сих меньших, то не сделали Мне" (см.: Мф. 25, 40, 45). Вот сколь человеколюбив и многомилостив Господь Бог наш! Он любит всех нас до такой степени, что не стыдится называть нас Своими братьями и самую любовь нашу к ближнему, как видите, относит к собственному Своему лицу.

     Но мы, грешники, очень часто не трогаемся человеколюбием и милосердием к нам Господа, как не тронулся милосердием царя упоминаемый в притче евангельской должник. Поэтому Господь и побуждает нас к милосердию строгостью Своего Правосудия. По Своему человеколюбию и милосердию Господь готов простить нам великие грехи наши только тогда, когда мы сами прощаем грехи своим ближним. Из притчи мы видим и на основании собственных опытов и наблюдений знаем, что даже добрые и справедливые люди огорчаются, возмущаются и негодуют на тех, кто жестоко и немилостиво поступает с ближними. Бог ли, столько человеколюбивый, многомилостивый, а вместе и всеправедный, не отвратит лица Своего от нас и не переменит милость Свою на праведный гнев при виде нашего жестокосердия?

     Оказываясь жестокосердными к ближним, не прощая им согрешений их против нас, мы не можем даже и приступить к Господу и умолять Его о прощении наших собственных грехов. И в самом деле, как бы мы стали говорить: Отец наш Небесный, прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (ср.: Мф. 6, 9, 12), когда в действительности-то не прощаем ближнему его согрешения против нас? Ведь тогда мы солгали бы пред Господом и, стало быть, лишь сугубо прогневали бы Его и молитву свою обратили в грех. Находясь во вражде с ближними, мы, по учению Спасителя, не имеем права приносить дары свои в храм Господень (см.: Мф. 5, 23-24). Самые слезы наши и воздыхания, как говорит святитель Тихон Задонский, не принесут нам пользы, когда не оставляем мы согрешений нашим ближним. Правосудный Господь достойно и праведно скажет каждому жестокосердному, как сказал в притче разгневанный царь жестокосердному должнику своему: Злой раб! не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя? Скажет так и отдаст жестокосердным истязателям, то есть предаст достойному наказанию, ибо суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13).

     Кто из нас, братия, совершенно свободен от жестокосердия в отношении к ближним? Посмотрите: одни из нас обижают чем-либо и оскорбляют окружающих их людей, другие сами обижаются и оскорбляются. Но как обиженные, так и обидчики, если носят в сердце своем затаенную злобу к ближнему, то пусть знают и помнят, что такое жестокосердие неминуемо приведет их к вечной погибели. А зная это, да не замедлят изгнать из сердца своего злобу и ненависть к братьям своим, пусть поспешат примириться с ними и дела жестокости своей да загладят делами любви и милосердия. Трудно это, но не невозможно с помощью Божией. Трудно это, но для спасения нашего совершенно необходимо.

     Чтобы успешнее бороться нам со своей гордостью, мешающей прощать обиды и оскорбления, мы должны почаще взирать на пример Спасителя нашего, Который, будучи злословим, не злословил взаимно; страдая, не угрожал (1 Пет. 2, 23), но возносил за Своих врагов и распинателей молитвы к Отцу Небесному. Так поступали и святые Апостолы, и святой первомученик архидиакон Стефан.

     "Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека, - говорит преподобная мать Синклитикия, - не он оскорбил тебя, а диавол; питай ненависть к болезни, а не к больному".

     Заканчивая беседу нашу, обратим к самим себе слова святого апостола Павла: Не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром. Будьте в мире со всеми людьми. Солнце да не зайдет во гневе вашем (ср.: Рим. 12, 21, 18; Еф. 4, 26). Прощайте - и прощены будете и соделаетесь наследниками Царствия Божия! Аминь.


12.08.2018
Календарь 2024