Паломническая поездка по монастырям Саратовской Митрополии

Паломничество по святым местам – очень распространенный способ проведения выходных или отпуска с пользой для души. Увидеть места подвижничества угодников Божиих, помолиться, поклониться мощам святых, соприкоснуться с историей и почерпнуть новые силы для духовной борьбы – вот что побуждает современных людей, часто утопающих в суете будничных дней, отправиться в паломничество.

Как правило, люди направляются в далекие, всем уже хорошо известные монастыри, такие как Троице-Сергиева Лавра, Дивеево, Оптина пустынь, так что обители, располагающиеся на родной земле, поблизости от дома, остаются без внимания.

С 8 по 11 июня прихожане нашего монастыря вместе с Наместником обители игуменом Макарием и насельником иеродиаконом Харалампием совершили паломническую поездку по монастырям Саратовской митрополии. Паломники посетили Владимирский женский монастырь города Вольска (настоятельница игумения Макария (Семенова), Иргизский Воскресенский мужской монастырь села Криволучье (наместник игумен Иоанн (Фощий), Свято-Никольский женский монастырь поселка Монастырский (настоятельница игумения Севастиана (Власова), Вавилов Дол, Иоанновский женский монастырь поселка Алексеевка Хвалынского района (настоятельница игумения Еликонида (Лысенко) и Свято-Сергиевский женский монастырь села Алексеевка Базарно-Карабулакского района (настоятельница игумения Ксения (Афанасьева).

ФОТО

О том, как прошла поездка, рассказывает насельник обители иеродиакон Харалампий.

Замечательная получилась поездка! Обычно, когда где-то слышу выражение «паломническая поездка», сразу всплывают образы древних храмов и монастырей и ощущение предстоящего далекого пути. Наше паломничество получилось иным: в этот раз было решено посетить обители, которые располагаются у нас в Саратовской области.

Отслужив молебен, мы отправились в Вольский Владимирский женский монастырь. Игумения Макария сама провела для нас экскурсию, из которой мы узнали, что изначально монастырь возник в XIX веке; в советское время был закрыт, разрушен; на сегодняшний день удалось построить новый кирпичный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, обустроить пару корпусов, в которых живут десять насельниц. После экскурсии мы отслужили молебен с акафистом Божией Матери. Матушка игумения приняла нас радушно: накормила обедом, пригласила автора-исполнителя духовных песен Максима Соколова, нашего земляка, который познакомил нас со своим творчеством. Талантливый парень. Песни Максима по стилю похожи на песни Светланы Копыловой, к тому же оба автора знакомы лично  случалось, что Максим выступал вместе со Светланой. Для нас такой концерт был большим приятным сюрпризом. От матушки Макарии мы отправились дальше с радостным настроением и надеждой на то, что Максим как-нибудь приедет со своими песнями на какой-нибудь праздник и к нам в обитель.

Следующей остановкой на нашем пути стал Иргизский Воскресенский мужской монастырь в селе Криволучье. Нас встретил клирик обители иеромонах Феофан, который вкратце рассказал об истории и быте монастыря. Первоначально обитель была старообрядческой, и ее появление во второй половине XVIII века связанно с манифестом Императрицы Екатерины II 1762 года. Данный манифест разрешал старообрядцам свободно возвращаться в Россию и селиться в левобережье Волги. Позже, в XIX столетии, монастырь стал единоверческим. В советские годы на территории обители располагалась психиатрическая больница. С 2005 года здесь затеплилась монашеская жизнь. С богатой историей этой обители можно познакомиться на монастырском сайте. Сегодня в число братии входят: игумен Иоанн, о. Феофан, один инок, и послушник, всем им помогают по хозяйству около полутора десятка трудников. Обитель располагается вдалеке от крупных населенных пунктов. Поэтому, с одной стороны, насельники имеют возможность проводить уединенную от городской суеты жизнь, с другой – им приходиться самостоятельно заботиться о собственном пропитании и ведении хозяйства, ведь даже по воскресным дням сюда приезжает на службу небольшая группа прихожан. В храме мы отслужили молебен с акафистом святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову, в честь которого освящен храмовый престол. Потрапезничав, мы отправились в путь.

На ночлег мы остановились в Свято-Никольском женском монастыре, под городом Пугачевом. Монахини были рады нашему приезду, тем более, что некоторые паломницы из нашей группы уже не раз бывали в этой обители. Отслужили акафист святителю Николаю Чудотворцу. После ужина нас разместили в гостином доме и пригласили принять участие в крестном ходе, которым монахини ежедневно обходят вокруг стен своей обители. По словам монахинь, сейчас в обители живет десять сестер, все пенсионного возраста. К сожалению, вновь приходящим молодым насельницам обители оказывается не под силу понести все тяготы монашеского образа жизни.

Утром, помолившись на сестринском правиле, мы отправились в Вавилов Дол. С этим местом связанно много различных народных преданий – историй интересных и удивительных, которые передаются их уст в уста верующими людьми, однако достоверность которых часто остается под вопросом. Народное предание донесло до нас историю Дола, которая вкратце заключается в следующем. Некогда в местных лесах лютовал разбойник по имени Вавила, который своими злодеяниями вынудил государственную власть принять соответствующие меры. Разбойника поймали и ослепили, после чего отпустили на все четыре стороны. Осознав и переосмыслив свою прошлую преступную жизнь, Вавила поселился в вырытой пещере и стал приносить перед Богом покаяние. Со временем вокруг нового подвижника образовался пещерный монастырь, который в советские годы был разорен и уничтожен. В наши дни многие люди приезжают сюда почтить память новомучеников и исповедников, пострадавших в советские годы от богоборческих властей, в том числе и местных подвижников.

После того, как мы осмотрели окрестности Вавилова Дола, окунулись в купели и набрали воды из источника святителя Николая Чудотворца, мы отправились в Иоанновский женский монастырь под Хвалынском к матушке Еликониде, у которой, как выяснилось по дороге, на следующий день были именины. Мы с о. Макарием приняли участие во Всенощном бдении и Литургии. После богослужения был совершен чин о Панагии, в котором участвовали все гости обители. А после праздничной трапезы группа прихожан со своими детьми выступили с концертом. Торжество затянулось, из монастыря мы отправились в путь часов в 15, уже притомившиеся, так что среди нашей группы появились желающие пропустить посещение Свято-Сергиевской женской обители села Алексеевка Базарно-Карабулакского района.

Маршрут изменять мы не стали и всё-таки заехали в гости и к матушке Ксении, которая тепло нас встретила. Игумения рассказала, с какими трудностями приходится сталкиваться при восстановлении и устроении обители, о том, как много значат для нее встречи приезжающих паломников. Живое общение, связь с паломниками из других храмов и монастырей являются свидетельством наличия и распространения православной веры на нашей земле, помогают и укрепляют веру и надежду на духовное возрождение нашего народа, нашей страны. В Сергиевой обители сегодня восстановлен большой храм, освященный в честь преподобного Сергия Радонежского, построены хозяйственные и жилые корпуса. Храм впечатляет своим размером – по масштабу его можно сравнить с саратовским храмом Сошествия Святого Духа. В монастырском храме много старинных икон, величественный многоярусный иконостас – все это произвело на нас глубокое впечатление. После посещения этой обители, воодушевленные, на обратном пути в Саратов, мы с радостью пропели акафист преподобному Сергию Радонежскому. Уже через пару часов мы снова вернулись в наш родной Спасо-Преображенский монастырь с теплыми воспоминаниями и радостью о совершившейся, с Божией помощью, поездке.